Виталий Ростовцев Профессионал

Коммерческое и бесплатное ПО - что к чему? Дилерская сфера и система образования

Российские дистрибьюторы во многом зависимы от политики компаний-разработчиков и от контрактов, которые те заключают с другими компаниями, тем более когда «наши» оказываются третьим звеном в этой цепочке…

Raimundas Shutterstock.com

Не захочет зарубежный разработчик по каким-то соображениям заключать партнёрское соглашение с дистрибьютором — уговорить его вряд ли получится. Заключит тот же разработчик договор на локализацию своих программ с европейской фирмой — и российским компаниям снова выбирать не приходится. Им не выгодна ни популяризация бесплатного ПО, ни продажа программ без их участия — будь то покупка у разработчика напрямую или через какой-нибудь зарубежный интернет-магазин (и русские версии софта — не всегда решающий фактор).

Выручает наших дистрибьюторов работа с корпоративными клиентами, государственные тендеры и заказы. Однако и тут, как вы понимаете, пересекаются разные интересы. Платного П О, даже недорогого, достаточно много (в том числе и специальных предложений для бюджетных учреждений), да и поставщиков немало. И это лишний повод для разногласий и проблем, тем более когда появляется желание извлечь личную выгоду.

Что касается системы образования, то она очень многогранна. Попробуем осветить хотя бы некоторые стороны.

Про выделение бюджетных средств, их распределение и трату говорить можно долго и горячо, однако чьи интересы и какие мотивы здесь действуют, разобраться нетрудно, особенно при упомянутом выше.

Насколько оправдано использование коммерческих программ в образовательных целях? Даже если говорить о курсах по творческим направлениям — по фотографии, видео, дизайну, например, которые преподают не в школах и университетах. Понимают ли организаторы и преподаватели, где потом люди будут брать софт, которому их обучили? Ощущают ли они свою ответственность и причастность к этому? Думают ли о последствиях и предлагают ли альтернативы? Принимая во внимание то, что освоенные программы могут потом использоваться в домашних условиях и на работе, стоит ли предлагать осваивать те, на которые затем придётся тратить деньги? Если об этом не думать и не ощущать личной ответственности, то к чему это подводит в нынешних условиях? Уверен, вы догадываетесь.

Сфера образования ориентирована во многом на младшее поколение, на молодёжь, тут формируются их интересы, развиваются их таланты, раскрываются их способности. И если здесь не думать наперёд, не учитывать текущую обстановку, не искать решений, то проигрывают в итоге все. Ведь именно в области пиратского ПО и за счёт поддержания интереса к нему наблюдается высокая вирусная, порнографическая и мошенническая активность. Бороться и противостоять этому — малоэффективно, ведь никакие законы и запреты не отнимут у людей способности их нарушать. Упрёки, назидания и предостережения по-настоящему не помогают тоже. Надо, чтобы у младшего поколения были на виду альтернативы, достаточная культура и понимание взаимосвязей, примеры, наконец. О чём всем вместе и нужно позаботиться, чтоб положение дел поменять, и тут хоть как с себя необходимо начинать.

В системе образования бесплатное ПО могло бы прижиться лучше всего. Даже при всех его слабых сторонах. А англоязычный интерфейс многих программ мог бы послужить стимулом к изучению английского языка или хотя бы к пополнению словарного запаса, да и желание перевести на русский некоторые программы может однажды появиться у кого-то, а это ещё и возможность международного общения.

Может быть, именно в этой области, которая связывает поколения между собой, объединяет интересы многих людей в единой заботе о детях, молодёжи, будущем страны, проявится настоящее социальное партнёрство, высокие человеческие качества, наладятся добросовестные отношения между коммерческими и государственными структурами. Одних только человеческих ресурсов самой системы образования для этого недостаточно — учителя и преподаватели просто не сумеют помочь освоить все направления компьютерного творчества всем желающим. Здесь нужна поддержка и взрослой творческой молодёжи, чтобы проводить мастер-классы и готовить обучающий материал на первых порах по малоизученному софту (а для этого они сами должны овладеть им, а также добросовестно относиться к платному ПО), нужна поддержка государства, СМИ, предпринимателей, чтобы поддерживать и развивать первое время саму идею такого партнёрства, поощрять его и укреплять новые ценности и отношения в этой сфере.

Продолжение следует…

Обновлено 29.04.2016
Статья размещена на сайте 30.10.2013

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Евгений Антонов Дебютант 2 ноября 2013 в 02:42 отредактирован 2 ноября 2013 в 03:04

    Ни один специалист не может проситеть на одной и тойже программе до пенсии. Выходят новые версии, появляются более продвинутые программные продукты. Если Вы конечно не работаете в системе МО, где десятилетиями ничего не меняется. Многие новые программы предлагаюся под соусом - перейди на нашу программу и получишь максимум поддержки, скидок и т.д. Правда эта халява рано или поздно заканчивается. Постоянное изучение новых программ и обучение персонала есть залог успешкой работы любой органичации. Надеюсь многие помнят, что например были такие мега продукты как Инфо-Бухгалтер, Турбо-Бухгалтер, а сейчас кроме 1С ничего стоящего и нет - увы. Тоже и графическими и другими программными продуктами. Есть майнстрим, а все остальные чтобы выжить на рынке стараются из из своих программ сделать что-либо аналогичное и привычно конечному пользователю. Посмотрите на эти продукты - уже давно не было ничего революционного. Новые фичи, плагины и т.д. А так по большому счету пустота. Взять даже LINUX с KDE, OPEN OFFICE, LIBRE OFFICE и многое другое. А учится работать на свежем софте, все-таки приходится каждому специалисту, да и ценность обученных кадров повторюсь возрастает. Отсюда и з.п. и боязнь потерять такого спеца в которого вложены немаленькие деньги. ИМХО все делается к лучшему.
    P.S. К слову сказать игровые технологиии развиваются куда как быстрее, хотя временной отрезок они прошли наравне с "серьезными программами"
    PPS. А вообще переходите на NIXы, используйте MACINTOSH и будет Вам счастье, как 5 лет назад обещал Медведев.

  • Виталий Ростовцев, Насколько оправдано использование коммерческих программ в образовательных целях? ... Понимают ли организаторы и преподаватели, где потом люди будут брать софт, которому их обучили?
    Давайте посмотрим с другой стороны. Вот выбрали организаторы и преподаватели какой-то бесплатный аналог коммерческого ПО. Учитывая, что у популярных продуктов таких аналогов несколько (а часто - множество), то это будет "один из". Обучили. Потом придет товарищ после обучения на рабочее место и что увидит? С большой долей вероятности - то самое коммерческое ПО. Основы, конечно, останутся, но поможет это не везде. Особенно, если есть отбор на вакансию, проводимый как тестовое задание на рабочем ПО.

    • Олег, а я согласен с вами. Сторон здесь несколько — и не одна, не две... Встают вопросы — ищутся ответы. Суть в том, чтобы начать хотя бы размышлять об этом.
      И по большому счёту, не столько важно, какое осваивать ПО — коммерческое или же бесплатное. Важен ответственный и добросовестный, осмысленный подход.
      Программы делают ведь люди, и делают их также для людей, стараются его функциональным сделать, понятным и приятным (насколько получается). А это значит, что освоить можно любой софт. И более того, способность проявлять гибкость, мне кажется, намного значимее навыков работы с конкретным ПО. Мне довелось недавно одну презентацию увидеть на тему «Программное обеспечение в образовании», так там (я приведу их даже вам) отличные слова написаны: «Приучение к одной программе ограничивает кругозор и способность адаптации к новым условиям. … Даже если в своей работе ему [учащемуся] придётся пользоваться другими программами — для человека, понимающего общие принципы, освоение нового интерфейса не сложнее, чем... [продолжить можно как понравится]»
      И есть ещё фрилансеры — их предостаточно, и их никто не ограничивает в выборе ПО, и под заказ они подстроиться сумеют в зависимости от задач и выбрать инструменты нужные. Но и они с чего-то начинают, когда решения принимают, что им осваивать и как к своему делу подходить.

      В общем, если ваш интерес, Олег, на две статьи последующие сохранится, — ещё чего-то может проясниться.

  • Какие-то абстрактные фантазии Увы, все совсем иначе, поэтому ставлю 1. Но мечтать, конечно, не вредно. Хочется автору мечтать - пусть мечтает.

    Оценка статьи: 1