Олег Банцекин Грандмастер

Роботы наступают, или Когда мы останемся без работы?

Роботизация наступит не вдруг, не сразу и не быстро. Но поступь ее уже хорошо чувствуется. Вслед за карьерными самосвалами-роботами в Австралии внедрение железных водителей начали в Volvo: сразу сотня автономных кроссоверов XC90 выедет на улицы городка Гётеборга. Электронные мозги «обкатывают» и конкуренты из Мазда, BMW и Ford.

Sonsedska Yuliia, Shutterstock.com

Применение летающих дронов в качестве курьеров можно счесть пиар-ходом онлайн-ритейлера Amazon, однако в Австралии шустрые автономные летуны потихоньку приживаются (пока в области доставки книг). Крупнейший перевозчик США компания UPS начала эксперименты с собственным парком дронов. Учитывая катастрофу с рождественскими посылками у американцев в этом году, шаг вполне разумный. Китайцы, естественно, не отстают: SF Express тестирует ортокоптеры в провинции Гуандун, доставляя грузы массой до 3 кг.

Заменяют роботы человека даже там, где, казалось бы, без хомо сапиенса никак. Например, тестирование сенсорных экранов у планшетов и смартфонов. Да, их проверяют тоже «железяки»! Контролер Oculus от Intel играет в Angry Birds и другие игры, тыкает в разные точки дисплея, получая обратную связь, и выносит вердикт — брак или нет. Пока робот все же дороже живых приемщиц, но это пока.

В США местные журналисты всерьез опасаются конкуренции с автоматическим составителем новостей, разработанным компанией Narrative Science. Программа Quill пока проходит обкатку (уже есть 30 постоянных клиентов, среди которых Forbes), но по прогнозам в ближайшие 5−10 лет сможет заменить новостных журналистов и фондовых аналитиков. Разница в оплате труда колоссальная: Quill просит 10 долларов за заметку, а живой журналист — 200−500 американских рублей. К счастью для российских копирайтеров и журналистов, программное обеспечение русский язык не знает.

Вместе с активным внедрением технологий случаются и забавные случаи. Так были разоблачены телемаркетинговые службы ряда компаний, работающих якобы в автоматическом режиме. Оказалось, что за монитором с нужными ответами сидел живой человек. Естественно, не американец или англичанин, а житель одной из развивающихся стран. Колл-центры в Индии не новость, но здесь маркетологи компании Avatar, продавца подобных «систем», сделали ставку на патриотизм. Оказалось, что американцы и англичане не любят слышать голоса с акцентом, поэтому им подсунули псевдо-робота, говорящего на чистейшем английском языке. Подсунули и выдали за ноу-хау инженерной мысли. Так что не только российские чиновники страдают подобным, как видите.

Роботизация промышленности идет во всех странах. Южная Корея и США закупили 20 000 роботов в 2013 году, Евросоюз — вдвое больше. Китай приобрел 28 000 механизмов, правда, неизвестно, сколько китайцы поставили роботов своего производства. Неслучайно ведь роботизация китайской экономики растет на 25% в год — быстрее всех конкурентов. Гигантские заводы-города одной только корпорации Foxconn получат 200 000 роботов в течение 10 лет. Причин две: нехватка рабочих рук (да-да, даже в Китае их уже не хватает!), а также стремительное подорожание этих самых рук. Почасовая зарплата китайского рабочего выросла с 2005 года с 50 центов до 2 долларов.

Россия здесь существенно отстает: всего три сотни роботов. Для сравнения: маленькая Чехия поставила 1000 механических работяг.

Может, такое отставание и к лучшему. Ведь пособий за просто так нам государство платить не будет (в той же Германии уже обсуждается идея о выплате содержания всем гражданам страны просто за сам факт их существования, без всякого требования работать). У нас же, напротив, планируют бороться с «профессиональными безработными».

Свойство новых технологий еще и в том, что они «крадут» рабочие места по цепочке. Вот IBM сократило 8000 человек (аутсорсеров из Индии и Китая). Их работу автоматизировали с помощью виртуализации, «больших данных» и «облачных вычислений» в дата-центрах. Но вот беда: сотрудников дата-центров тоже могут скоро отправить в бессрочный отпуск. Уже началось производство специальных обслуживающих механизмов, способных заменить технический персонал низшего звена. Уже к концу 2014 года должны появиться новые центры обработки данных, где людей вовсе не будет (концепция data-center lights-out или «ЦОД с выключенным светом»).

В заключение два примера автоматизации из личного опыта. Автоматические доилки для коров востребованы у наших фермеров. Правда, причина не в снижении затрат (они обходятся дороже людей), а в отсутствии желающих поработать в сельском хозяйстве. Потенциальные доярки предпочли перебраться в города (процесс не новый, начался аж в 70-х).

Второй пример — автоматический оператор в службе поддержки банков или, например, операторов связи. Недавно пытался убедить одного такого робота подключить меня к оператору белкового происхождения. Не удалось. Робот два раза прокручивал запись, после чего обрывал соединение. Была ли это программа настоящая, или опять же ловкий стажер жал на нужные кнопки?

Обновлено 2.01.2014
Статья размещена на сайте 1.01.2014

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Пока у нас в стране требуются мигранты - не стоит беспокоится о роботизации.

    Как показала компьютеризация, рост числа компьютеров не приводит к массовым сокращениям. Скорее - наоборот.
    Те же роботы кто-то должен делать, обслуживать, контролировать.

    Другое дело, что некоторые профессии могут исчезнуть.

    Оценка статьи: 5

  • Тема роботизации довольно интересная, если в ней хоть немного разбираться. Как действующий инженер могу вас успокоить. Потеря работы из-за засилия роботов нам еще долго угрожать не будет.Больше стоит опасаться безграмотных сотрудников, а еще больше их безответственности. Именно эта причина заставляет руководителей все больше обращать внимание на новые технологии. Они хоть и дороже, но по крайней мере после автоматизации производства голова меньше болит за то, что у кого-то накануне был день рождения или свадьба. Сколько травм из-за незнания даже простой техники или нарушения техники безопасности на производстве.

  • Классный текст. ... Почему-то вспомнился госэкзамен по научному коммунизму. Вытянул билет "Научно-техническая база коммунизма". В учебнике, помнится, было что-то про полную автоматизацию... Не смог "нафантизировать" - получил трояк.

    Оценка статьи: 5

  • Смешно не упомянуть про гугломобиль

  • По поводу ста автомобилей - лучше действительно "выедут" использовать вместо "выехали". Тут поторопился.

  • Великолепная игра воображения! Живое перо!
    А вот роботов-водителей в Гетеборге нет. Есть заказ, который будет, наверное, выполнен году к 2017...
    Администрация шведского Гётеборга считает, что будущее транспорта — за роботизированными автомобилями. Мэрия заказала у компании Volvo Cars сотню беспилотных машин в рамках контракта стоимостью 56,3 млн евро. Проект частично финансировало транспортное управление Швеции (Swedish Transport Administration). Реализация экспериментальной программы Drive Me (https://www.media.volvocars.com/global/en-gb/media...) начнётся уже в 2017 году. Это будет первый в мире крупномасштабный эксперимент по массовому использованию беспилотных автомобилей в городских условиях.
    Когда-нибудь это, наверное, точно будет - но не надо рассказывать, будто оно уже есть.

    Вы блестяще пишете о вещах, в которых совершенно не разбираетесь. Удачи Вам.

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Вадимов, я и не должен разбираться, а только удачно описывать события. Разбираться должны инженеры, конструкторы, программисты. Но они не пишут ничего интересного, увы. А программа drive me у Вольво идет полным ходом.

      • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 2 января 2014 в 00:51 отредактирован 2 января 2014 в 00:52

        Олег Банцекин, программа начнет реализовываться с 2017го года. Значит сейчас "полным ходом" идут подготовительные работы...
        А что-то делать начнут еще через 3 года. Наверное. Если за это время кто-то не сдохнет. То ли эмир, то ли ишак.

        Оценка статьи: 5

        • Игорь Вадимов, вы можете не спорить, а просто принять тот факт, что Drive me уже запущена и реализуется? В 2017 году автомобили и их электронные мозги возникнут из ниоткуда? Инфраструктура города изменится за ночь?

          • Олег Банцекин, я давно уже принял к сведению.
            Уже есть "drive in" - компьютерная программа, автоматизирующая паркование. Вроде бы - даже у японцев на самых последних автомобилях какой-то марки устанавливается.
            Обещают, что скоро будет автопилот, который позволит автомобилю держаться в потоке машин на трассе, держать скорость и дистанцию. Гугломобили (водитель+ автоматическое управление) в экспериментальном порядке уже накрутили сотни тысяч километров.
            Разрабатываются программы, ищутся и отрабатываются узкие места и т.п.

            При этом - от уже существующей возможности припарковаться до возможности автопилота на трассе - очень большая разница. А чтобы тот автопилот при резком изменении ситуации выбрал правильную стратегию - пока даже не говорится. Он может затормозить перед препятствием - и не более.
            А уж управление такси в городе - это вообще высший пилотаж. Впрочем, и в Гетеборге не предполагается такси без водителя. Будет такси с водителем и роботизированным управлением.

            Но какую-такую инфраструктуру собирается менять Гетеборг? Вы бы свои фантазии-то держали бы в узде.

            Оценка статьи: 5