Олег Банцекин Грандмастер

Почему смартфон нужно менять каждый год?

В марте-апреле 2014-го нам покажут Samsung Galaxy S5 — новый флагман корейского производителя. Осенью свой ход сделает главный конкурент корейцев Apple и покажет iPhone 6 (причем, по слухам, опять в двух инкарнациях). Ежегодное обновление топ-моделей смартфона идет уже несколько лет, вот только продажам мобильных телефонов это не помогает.

Thep Urai, Shutterstock.com

Еще весной прошлого года в России отметили спад продаж мобильных телефонов. В последний раз такое случалось в кризисный 2009 год. В этот раз росли покупки более дорогих смартфонов, но и это не компенсировало общего снижения выручки ритейлеров.

В 2014 году аналитики подвели итоги продаж за прошлый год, и стало понятно, что Россия в этой ситуации вовсе не идет своим путем: продажи мобильников падают по всему миру. Да так, что сразу два бывших лидера отрасли, Black Berry и Nokia, окончательно сошли с дистанции.

Стагнация рынка мобильных устройств (планшеты здесь исключения, расходятся как пирожки) идет в развитых и развивающихся странах. В 2012 году продажи просели на 2%, а на следующий год занижает планку продаж даже Samsung, продавший 10 миллионов Galaxy S4 всего за месяц (общие продажи этой модели за 2013 год ожидаются на уровне 80−100 млн. штук).

Очевидная причина понятна, пожалуй, всем. Ничего нового и интересного производители на прилавки не выкладывают, потребитель скучает, и даже снижение стоимости «умного телефона» ниже отметки в 300 долларов не может эту скуку развеять. Однако что такого надо еще выдумать, чтобы опять стимулировать покупателя расставаться с деньгами? И почему, собственно, менять телефон нужно раз в год, подчиняясь маркетинговой политике ведущих брендов?

Ведь смысл вовсе не в «железках», а в тех возможностях, которые они дают пользователю. Главное — это сервисы и приложения, которые можно использовать для жизни и работы с помощью мобильных помощников.

Всего было две попытки привязать пользователя к сервисам. Это смартфоны Black Berry канадской Research in Motion (ныне переименована в Black Berry) и устройства Apple с их AppStore. Что касается канадцев, то они проиграли свою серию плей-офф и стремительно движутся к банкротству, сокращая по несколько тысяч сотрудников ежегодно. У «Яблока» в его магазине приложений вроде бы все неплохо (выручка за 2013 год составила рекордные 10 млрд. долларов), но только на первый взгляд.

Я уже писал, что рост доходов киноиндустрии увеличивался в последние годы за счет двух факторов: выпуск большего числа фильмов и удорожание билетов в кинотеатры. Примерно так же случилось с AppStore — рост числа пользователей, лавинообразный рост приложений и их удорожания после выхода планшетов (программа для iPad традиционно стоит дороже аналога для iPhone). Но эти количественные факторы исчерпаны: по прогнозам аналитической конторы Gartner к 2017 году и в AppStore, и в ее клонах (Google Play, Windows market) бесплатные приложения составят 94,5% от общего объема.

В прошлом году «халява» составила 91%, при этом хуже всего Google Play: пользователи Android заплатили только за 4% приложений. У Apple фанаты более платежеспособные: оплачено 23% программ для iPhone и 31% для iPad. Таким образом, доля платных программ в доходах разработчиков стремительно падает. Сегодня она равна 75,9%, а к 2017 году уменьшится более чем в 2 раза. То есть заработать на мобильных приложениях напрямую уже не получится. Люди готовы приобретать смартфоны, но платить за ПО (игры, плееры, редакторы и т. п.) не хотят. «Лучше потерпеть рекламу!» — считает пользователь. Тем более что при отключенном интернете реклама тоже отсутствует. Выходит, и на сервисах денег не сделаешь.

В этом году нас ожидает не только новая волна смартфонов-клонов, но и волна «носимых» устройств (часов-телефонов и «умных» браслетов). Возможно, что именно на аксессуарах с приставкой smart будут пытаться поднимать свои доходы Apple, Samsung, Sony, HTC и другие бренды.

Ведь снижать цену на топовые модели смартфонов не так уж выгодно. Многочисленные китайские конторы (их теперь называют «дизайнерские дома», design house) в мгновение ока скопипастят внешность и начинку и выдадут на рынок удешевленный клон оригинального телефона с вполне сравнимым качеством.

Обновлено 20.01.2014
Статья размещена на сайте 16.01.2014

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Заголовок действительно не соответствует мнению автора, на что и обращают внимание невнимательные читатели.
    В смежной сфере - рынок ПК, значительный спад в 2013 году.
    Думаю, что касается "умных устройств", конкуренция развернется между планшетофонами ("лопатами") и обычными планшетами. Смысл покупать планшет, если можно купить смартфон с 4G, большим экраном и разрешением 2560х1440?

    Оценка статьи: 5

  • Статью надо бы было напечатать под рубрикой "На правах рекламы"
    Любой производитель прежде всего ориентируется на СРЕДНЕГО пользователя, то есть со средними денежными средствами и средними потребностями, и вот я (как таковым и являюсь) в статье не нашла веских аргументов, почему же мне надо менять смартфон каждый год?

    Оценка статьи: 3

  • Комментарий скрыт
    • Николай Голдин, ни разу не сталкивался с нерабочим приложением для Андроида из-за разных версий. А у эпла было много инноваций аккурат до 4s. Потом была инерция, а потом сокращение доли рынка (и у планшета, и у смартфона).

      Оценка статьи: 5

      • Комментарий скрыт
        • Николай Голдин, а в этом плане. Познакомился с вендроидом только с 4-й версии (тот что айскрим сэндвич), а что там раньше было не ведаю Не, ну не раз в год, но раз в 3-4 года смарт можно менять. К этому времени уже обычные телефоны обрастают функциями недавних флагманов )

          Оценка статьи: 5

  • "Стагнация рынка мобильных устройств (планшеты здесь исключения, расходятся как пирожки) идет в развитых и развивающихся странах. В 2012 году продажи просели на 2%, а на следующий год занижает планку продаж даже Samsung, продавший 10 миллионов Galaxy S4 всего за месяц (общие продажи этой модели за 2013 год ожидаются на уровне 80-100 млн. штук). "

    Стагнация в экономике - это не Смерть (как некоторые думают, сталкивался) и не её ПАДЕНИЕ.

    Это либо ОТСУТСТВИЕ роста, либо рост её НЕЗНАЧИТЕЛЕН.
    В случае падение (2 % это уже существенно, это падение)

    Стагнация (несмотря на то что так страшно звучит) по сравнению с ПАДЕНИЕМ просто цветочки.

    Оценка статьи: 5

    • Андрей Владимиров, производителям об этом расскажите. У Нокии пошла стагнация, а потом вжик - и банкроты. Палм и Еживика тоже

      Оценка статьи: 5

      • Андрей Владимиров Читатель 21 января 2014 в 01:35 отредактирован 25 января 2014 в 10:19

        Олег Банцекин,
        Вы экономической терминологией владеете?
        Если вы какие то свои новые трактовки существующим терминам присваиваете то хотя бы поясните.

        Что рост - это теперь стагнация..
        отсутствие роста - теперь падение..
        ну или ещё что там придумаете.
        Можно даже новую экономическую школу в одной статье разработать.

        Оценка статьи: 5