• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анатолий Пастухов Грандмастер

Как заставить работать фонарик от обычной воды?

Однажды в руки мне попал удивительный, на первый взгляд, светодиодный фонарик иностранного производства. Для его работы требовалось залить в корпус небольшое количество обычной воды. И всё, он начинал светить. Что за чудо?

Pattanawit Chan , Shutterstock.com

Разобраться в нем тогда не получилось — фонарик не был моим, а «ломать» его с целью изучения владелец не позволил. К сожалению, корпус фонарика был литой, а не разборный. Так что добраться до «начинки» оказалось возможно только методом «взлома».

На том бы все и завершилось, а я вряд ли узнал бы секрет. Но где-то примерно через полтора года другой фонарик той же фирмы (но уже неисправный) оказался у меня в руках. Его хозяин разрешил произвести «вскрытие» на предмет нахождения и устранения неисправности. Мои смутные догадки о принципе действия западного чудо-изделия подтвердились. Но, как вы знаете, всё, что делается за бугром (или собирается у нас в стране из комплектующих западного производства) схемы не имеет. Почему? Ведь во времена СССР она была обязательной. Загадка проста. Она кроется не только в желании ничего не давать конкурентам, но и в том, что зачастую и «воровать» особо не надо — все гениальное просто!

В случае с фонариком «начинка» состояла из транзистора, резистора, небольшого повышающего трансформатора на ферритовом кольце и светодиода. Ну, разумеется, еще из печатной платы и проводов. Ах, да! Там еще были две металлические пластинки — медная и цинковая. При этом в большой корпус вкладывался малый корпус (в нем были эти самые пластинки), который имел отверстие с пробкой. Вам ничего устройство не напоминает?

В иностранном фонарике был использован принцип автомобильного аккумулятора. При этом роль электролита выполняла вода. В нее добавлялась обычная пищевая соль. Такого «электролита» хватает фонарику примерно на 6−7 часов непрерывной работы. А это уже можно сравнить с работой «пальчиковых» батареек. Но их-то надо покупать, а тут требовалось купить лишь сам фонарик, а потом ничего больше не приобретать. Очень привлекательно и перспективно.

Изучение поломки показало, что вода из второго «футляра» каким-то образом попала на плату в первом, произошло замыкание. Из строя вышел транзистор. Его замена восстановила фонарик. Но он уже не выходил у меня из головы. Стал «рыться» в Интернете. И нашел некоторую информацию.

Оказывается, такие фонарики выпускают в Японии и в Китае. Логически рассуждая, предположил, что первыми были японцы, а китайцы элементарно скопировали изделие — они в этом большие умельцы.

Согласитесь, все же надо отдать должное иностранцам. Додуматься до того, чтобы уменьшить автомобильный аккумулятор до размеров фонарика — тут надо иметь хорошую «соображалку». В Интернете нашел и сведения о том, что фонарики такого типа лучше всего работают на столовом уксусе. Их зарядки хватает более чем на десять часов непрерывного действия. Хороший эффект также дают огуречный рассол, пиво, фруктовые соки… То есть всё, что содержит воду.

Но ошибется тот, кто посчитает, что электричество светодиоду дает сама вода. Фонарик работает не от нее. В нем использован принцип вольтова столба (он применяется и в автомобильном аккумуляторе). А это значит, что во втором «футляре» два электрода. И электролит, расходуемый в химической реакции. А в роли «электролита» — вода. Именно она включает реакцию между электродами, в ходе которой в них появляется ток. Банально до безобразия!

Интересно, почему в других странах не додумались до столь простого по устройству фонарика? Что помешало? Может, инерция мышления? Или не захотели конкурировать с производителями традиционных источников питания? Похоже, вина тому, что мир «проморгал» японское чудо, — в комплексе причин. И не последнюю роль, видимо, сыграла перенасыщенность рынка фонариками от самых разных производителей.

Фонариков действительно много. Это не только привычные, требующие батареек, но и более приемлемые аккумуляторные, подзаряжаемые от электрической сети. Есть в продаже и фонарики с ручным «питанием» — в корпусе установлена динамка, вращением ротора которой (нажимается кистью руки по принципу эспандера) дается ток. И лишь фонарики с «подзарядкой» водой встречаются крайне редко и стоят они очень дорого — в среднем около 50 долларов США!

Но кто знает, что в устройстве деталей не наберется и на считанные доллары? Ведь для этого надо «разломать» литой корпус. Тут в хитрости иностранным фирмам тоже не отказать.

Статья опубликована в выпуске 13.04.2015
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: