Егор Газаров Мастер

Для чего мы продолжаем строить дирижабли?

Дирижабли — это летательные аппараты, пик славы которых пришелся на первую половину двадцатого века. На них возлагались надежды о создании выгодного средства перевозки пассажиров, с них падали немецкие бомбы во время Первой мировой войны.

Но серия катастроф, случившихся из-за взрывоопасности использовавшегося в те времена в дирижаблях водорода, казалось, поставила крест на дальнейшем развитии этого направления в освоении неба.

В начале 21 века мы вновь говорим о потенциальных выгодах применения столь оригинальных летательных аппаратов. В чем причина — мы забываем уроки истории или переосмысливаем старые технические разработки?

Основное отличие дирижабля от самолета иле вертолета состоит в том, что дирижабль (вместе с воздушным шаром) относится к так называемым аэростатическим воздушным судам. Отличие аэростатических кораблей от аэродинамических состоит в том, что первым не требуется находиться в движении для того, чтобы парить над землей — эту задачу выполняет наполняющий их газ, весящий меньше воздуха.

Дирижабли делят на мягкие, полужесткие и жесткие — первые сохраняют форму только за счет внутреннего давления газа (и бывают лишь небольшого размера), а последние имеют металлический каркас, позволяя создавать корабли значительных объемов.

При посадке дирижаблю не требуется наличие взлетно-посадочной полосы, но, как правило, необходима особенная причальная мачта, делающая загрузку или выгрузку судна более удобной и безопасной.

Даже сегодня, когда самолетостроение достигло огромных высот, дирижабль остается выгодным средством перевозки больших грузов на далекие расстояния. Это его свойство особенно актуально для России. Вот что говорил о пользе дирижаблей для нашей страны итальянский конструктор Умберто Нобиле:

«…В мире существует ещё по крайней мере одна страна, где дирижабли могли развиваться и широко с пользой применяться. Это — Советский Союз с его обширной территорией, по большей части равнинной. Здесь, особенно на севере Сибири, огромные расстояния отделяют один населённый пункт от другого. Это осложняет строительство шоссейных и железных дорог. Зато метеорологические условия весьма благоприятны для полётов дирижаблей».

Отечественные специалисты в области разработки дирижаблей не стоят на месте. Так, 17 августа 2006 года известный российский воздухоплаватель, семикратный рекордсмен России, Станислав Фёдоров установил абсолютный мировой рекорд на дирижабле Au-35 «Полярный гусь». Рекордный полет был приурочен к 80-летию ДОСААФ и Дню авиации.

При этом перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов на дирижабле можно осуществлять с меньшими затратами, чем если бы это пришлось делать при помощи вертолета или самолета. Аэростатический корабль может очень долгое время находиться в воздухе, не требуя постоянного движения, но проигрывает своим крылатым «коллегам» в скорости. Что касается безопасности, то применяемый сегодня гелий не грозит взрывом аппарата.

Дирижабли находят свое применение в радиосвязи, помогая наземным службам вести переговоры на значительных расстояниях. Наибольшей перспективой в этой области обладают аппараты, находящиеся в стратосфере. Дирижабль — отличное средство для осмотра достопримечательной и природных ландшафтов туристами, они помогают метеорологам и экологам собирать сведения о состоянии атмосферы. Военные специалисты помещают в дирижабли радиолокационное оборудование, а рекламщики обклеивают оболочку призывами сделать выбор в пользу того или иного бренда. Потенциально выгодными направлениями считается создание круизных дирижаблей и воздушных «яхт» для соответствующих слоев населения.

Задумайтесь, не пора ли начать откладывать с зарплаты на покупку такого необычного транспортного средства?

Обновлено 23.07.2007
Статья размещена на сайте 19.07.2007

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: