Подкаст
Валерий Яковлев Грандмастер

Как держать видеокамеру?

Кинооператорское ремесло всегда требовало многих знаний и умений, и только тогда становилось искусством.

Любительские кинокамеры появились в продаже только в начале 60-х годов прошлого века — гораздо позднее любительских фотоаппаратов. И первым кинолюбителям пришлось к уже имеющемуся фотолюбительскому опыту приобретать новые навыки как съёмки, так и обработки обращаемых плёнок в пяти — семи растворах, да ещё с равномерной засветкой плёнки посередине этого процесса. Фотолабораторий, куда можно было бы отдать на обработку плёнку, тогда ещё не было. Да и сама киноплёнка была дефицитом.

В таких условиях кинолюбителями становились только самые отчаянные фанаты этого дела. А будучи фанатами, тщательно изучали основы мастерства.

Мне удалось уговорить своих родителей купить 8-миллиметровую кинокамеру только в 1966-м году. А фотосъёмку я освоил несколькими годами раньше.

Сейчас, спустя более сорока лет, киноплёнка опять стала дефицитом. Потому что уже не нужна никому из любителей. Даже магнитная видеоплёнка постепенно отмирает — появляются всё более совершенные способы записи видеоинформации. И у самих видеокамер появились такие возможности, которые я 40 лет назад даже и не мог представить. Фактически нужно только нажать кнопку. Остальное сделает сама камера. И так думают многие.

Недавно один из племянников показал мне видеозапись (он назвал это фильмом) своей свадьбы, сделанную его другом. Племянник смеялся, показывал на экран пальцем, что-то комментировал, а я кроме мелькания так ничего и не увидел.

А ведь для того, чтобы уже можно было нормально смотреть видеозапись, достаточно при съёмке знать только одно правило:

Должно быть движение в кадре, а не движение кадра.

Что это значит?

Посмотрите любой фильм или просто телевизор. Вы увидите, что в большинстве случаев кадр неподвижен относительно пейзажа или интерьера помещения. Движутся только герои в кадре. В крайнем случае, камера медленно сопровождает их перемещение. При этом мы можем спокойно рассматривать героев. Иногда камера наезжает на персонажей, и мы можем внимательно разглядеть их лица. Иногда сразу показывается крупный план, но достаточное время, чтобы можно было успеть разглядеть человека. Но сам кадр при этом неподвижен относительно окружающих предметов.

А что делает начинающий оператор? Раз это не фотоаппарат, а видеокамера, то надо ей всё время «поливать», как лейкой. Так он думает. А зритель потом ничего не успевает рассмотреть. У него просто рябит в глазах!

И сами конструкции видеокамер не способствуют стабильности кадра. Маленькая камера обычно держится одной рукой, которая дрожит, особенно в движении. Глядя в старый видоискатель, камеру можно было прижать ко лбу, а новые мониторы заставляют держать аппарат на некотором отдалении. Я недавно попробовал поснимать такой камерой — очень трудно. У меня самого сейчас полупрофессиональная видеокамера, которая ставится на плечо, и то я стараюсь при каждой возможность ставить её на штатив. И не из-за веса — она лёгкая, а для устойчивости кадра. Я почти всегда путешествую на машине, поэтому могу позволить себе иметь большую камеру и большой штатив.

Но и с маленькой камерой нужно пытаться упираться локтем в своё тело, придерживать её второй рукой, пользоваться видоискателем, при его наличии, чтобы прижать камеру и к голове, пошире расставлять ноги. При повороте камеры поворачивать не руку, а всё туловище. Попробуйте подольше снимать каждый неподвижный кадр. Вы-то знаете, что снимаете, а зрителю нужно больше времени, чтобы разобраться. И больше снимайте крупных планов людей — им будет очень интересно увидеть крупным планом себя. Да и Вам будет это интересно через несколько лет. И просите иногда кого-нибудь снять и вас, предварительно рассказав ему то, что я здесь написал.

Попробуйте фиксировать кадры, и увидите, как интересны станут ваши видеозаписи.

Обновлено 22.08.2007
Статья размещена на сайте 24.07.2007

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: