• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Как человек управляет компьютером? С чего все начиналось

«И стал он кликать золотую рыбку… -- Дедушка, а почему он рыбку кликал? -- Понимаешь, внучек, в те давние времена мышек еще не было…» (фольклор)

Когда мы, пользователи, нажимаем на нарисованные на сенсорном экране кнопки, запуская тот или иной режим работы банкомата, или листаем страницы электронной книги или запускаем Супер-Марио на смартфоне, при этом мы запускаем программу. А какие устройства помогают нам запустить эту программу?

Вначале был тумблер

На панели ЭВМ парами шли цепочки лампочек и цепочки тумблеров. Сначала адрес памяти. Тумблер «вкл» — загорается лампочка, изображающая бит адреса. Там будет единичка. Если «выкл», то лампочка не горит, там нолик. Набрал адрес, нажал кнопку «ввод» на панели рядом, загорелся второй ряд лампочек, содержимое адреса памяти. Если это была команда, ее надо было декодировать, в уме или, записав на бумажке — что это число означает, а если это были данные — перевести в десятичную форму… ну, или, хотя бы — в восьмеричную (16-ричная форма представления появилась в истории компьютера сильно позже, с начала 1990-х годов).

Перфокарты

Кроме ввода посредством тумблеров, были перфосчитыватели для перфокарт, в них вставляли «колоду» перфокарт с программой, они быстро-быстро считывали одну перфокарту за другой, программа вносилась в ЭВМ.

Посетители залов ЭВМ в вузах в день открытых дверей, будущие абитуриенты, а потом и студенты, с огромным пиететом смотрели на то, как быстро считывается большая колода перфокарт — буквально за полминуты, перфокарты проносились по считывателю и падали в приемную коробку, после чего их надо было рассортировать по порядку и снова сложить в колоду — программа считана машиной и может быть запущена.

А результат работы программы печатался с громким, почти пулеметным стуком на АЦПУ (Алфавитно-Цифровое Печатающее Устройство), выбрасывая в приемный короб просто бумажную струю. Которую тоже надо было разобрать и разрезать вручную. Такие трудности никого не смущали.

Электрическая пишущая машинка «IBM Selectric», 1961 г.
Электрическая пишущая машинка «IBM Selectric», 1961 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Электрическая пишущая машинка

В 1950-е годы для облегчения работы прикладных программистов в состав ЭВМ ввели электрические пишущие машинки. Мне приходилось работать на ЭВМ с такой пишмашинкой, называлась она «Ядрань» (народ шутил, что это — редкая самокритичность, мало кто скажет сам о себе — «я дрянь»).

ЭВМ считывала загрузчик, с магнитной ленты загружалась операционная система — и пишмашинка выстреливала строку приветствия, печатая дату, время, номер версии софта и, выдав скобку, смолкала, показывая, что она готова к работе.

С машинки вводилась командная строка, система выполняла команду и выдавала ответ машины, мол, выполнила, или нет (и, если нет, то почему) и снова выдавала скобку — жду следующей команды…

Видеотерминалы

Видеотерминал — это монитор и клавиатура. Уже в 1970-е годы такие электрические пишмашинки вышли из моды, новые ЭВМ уже комплектовали терминалами, похожими на современные.

Мониторы компьютеров сначала были черно-белые, точнее — по черному писались буквы ядовитейшим зеленым цветом. Усидеть за таким монитором больше часа было невозможно. К счастью, тогда машинное время на часы и делили. Дали тебе час машинного времени — и успей все сделать, и зафиксировать результат, если не доделал работу. Потом появились цветные мониторы — и началось! От нескольких десятков цветов постепенно дошли до десятков тысяч оттенков.

Как человек управляет компьютером? С чего все начиналось
Фото: Depositphotos

Для тогдашних операционных систем было вполне достаточно черно-белого видеомонитора и клавиатуры. Но на подходе была система Windows. Она превращала работу с компьютером из сложной работы в интересную игру. Программистам подвалило счастье — море новой и сложной работы.

Статья опубликована в выпуске 27.02.2017
Обновлено 11.09.2022

Комментарии (45):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Положим, машинка называлась "Ятрань", а не "Ядрань".

    • Игорь Ткачев, в том что вы хорошо ориентируетесь в интернете мы знаем Но навряд ли вы видела эту историческую машинку вживую или работали на ней, а машинка действительно дрянь была, ну очень неудобная

      • Лидия Богданова, вовсе не дрянь, дрянью она была, когда ломалась. А у нас и на модели и на объектах, работала всегда. Стучала возмутительно громко - это да, требовала и новых копировальных лент и, часто, пары листов бумаги (без них иногда просто пробивала бумагу, с такой силой лупила). А уж, когда на объекте, где бумага - рулонная, да печатали что-то с большим выводом - тогда хоть святых выноси. Конечно, не пулемет Максим, но...

        • Игорь Вадимов, всё в сравнении, наверное вы не работали на других машинках. Ну, по крайней мере у меня от нее остались одни чертыхательства. Я редко печатала, я же не бумажный червь я по железу была, а там машинка не нужна, ну, там книжечки печатали иногда, да гороскопы с сонниками, а иногда кулинарные рецепты, так это так для себя

          • Лидия Богданова, я работал на многих существовавших с 70х годов ЭВМ, я близко и хорошо знаком и DZM(друкарка знакова мозаикова) и с АЦПУ.
            АЦПУ была даже погромче Ядрани, но срабатывала почти мгновенно - тр-р-р-р-р - у вас уже несколько листов распечаток.
            ДЗМка выносила мозг долгим-предолгим не слишком громким тарахтеньем.

            Страшнее всего была микро-ЭВМ с ПЛОС - вот где был долгий-предолгий громкий визг на весь этаж!

      • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 28 февраля 2017 в 16:01 отредактирован 28 февраля 2017 в 16:02 Сообщить модератору

        Лидия Богданова, я работал именно на ней в свое время. Печатал увольнительные в строевой части днями и ночами-)
        То, что "дрянь была", я бы не сказал. Я мог сравнивать только с неэлектрической машинкой.

        • Игорь Ткачев, вот вам бы только поспорить с женщиной, если я сказала дрянь, то это жжж не спроста, значит такие ассоциации от нее у меня остались или было в сравнение с чем то другим в то время, честно не помню...я печатала на машинке мало, скорее больше на дисплее и то всякую мелочь...у меня были другие функции на работе

          • Лидия Богданова, разве я с вами спорил?-) Напротив, я сказал, что у мне сравнивать было почти не с чем.

            Вообще, для меня дрянь и машинки, и компы. Я предпочитаю от руки-)

            • Игорь Ткачев, похвально, я тоже люблю писать от руки, только в последнее время почерк испортился, раньше был лучше, мне кажется, наверное характер тоже испортился Писать в тетрадочке или блокнотике все равно надежнее, как выяснилось, а то хранишь всё в компе, а потом раз и он сломался и все записи пропали...

              • Лидия Богданова, тетрадки и блокнотики тоже желтеют, теряются, превращаются в прах...
                Все иллюзия: наши мысли и чувства интересны только здесь и сейчас. Да и то ровно одну секунду.

                ПС Вы также можете также сделать как я, например: издайте за свои деньги свои мемуары (стихи, прозу) в твердом переплете и с хорошей полиграфией и поставьте на полку своей семейной библиотеки. Придет время "и вашим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед".
                -)

                • Можно сделать гораздо проще.
                  Достать с полки книгу в твердом переплете, напечатанную около 50 лет назад, открыть и прочитать написанные почти 200 лет назад строки "у Лукоморья дуб зеленый", или "буря мглою небо кроет"...
                  И не сравнивать себя ни с Пушкиным, ни с Фетом, ни с... скажем - Твардовским.

                  • Игорь Вадимов, сравнивать себя, вообще, не надо. Даже с Твардовским.
                    Надо быть собой (даже когда тебя сравнивают с ними и говорят, а зачем нам ты, когда у нас есть Пушкин на полке).

                    • Игорь Ткачев, You are wasting your time, veramente - Lei sta sprecando il suo tempo, Вам надо было становиться адвокатом и выступать в суде, из Вас получился бы великолепный адвокат.
                      Ведь написано было - что много-много лет назад некий дворянин вдохновился и написал (пером гусиным по бумаге) нечто - что до сих пор читают и перечитывают. И будут читать-и перечитывать еще много-много лет.
                      Так что, может быть и критикуемая Вами особа может написать нечто, что читать и перечитывать будут еще очень долго.

                      А Вы исхитрились такой вывод сделать, что просто ой-ой.

                      Вы просто бестолку тратите свое время, работая там, где Вы работаете, Вам надо адвокатом, в Вас Перри Мэйсон или Кони умирают в тяжких муках.
                      Но не волнуйтесь - значительная часть Вашего эпистолярного творчества сохранена.

                  • Игорь Вадимов, и еще разовью вами заданную тему немного (ведь это такой важный вопрос): а зачем нам что-то писать, если у нас есть Пушкин и Толстой. Вдруг, кого-то она заинтересует и он поделиться своими соображениями тоже-).

                    Действительно, зачем, когда "все уж написано и сказано, и лучше за нас"?

                    1) Думаю, что как бы прекрасен не были Пушкин с Толстым, они отображали лишь свой талант, свое мировоззрение. А не ваши. А вы - мы другие. Пускай и не такие восхваленные и талантливые, как они.
                    2) Стоит ли вообще шевелиться - ведь до вас, во всех сферах, уже была тысяча, десять тысяч, сто тысяч лучше вас, талантливее и успешнее? Зачем вообще что-то делать?
                    3) Стоит ли стремиться быть лучше и талантливее кого-то или лучше быть просто собой, и даже не стремиться оставить после себя след?

                    И, может быть, все вовсе не напрасно в этом мире и имеет какую-то цель? Даже "блокнотики с писаниной" и "моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед", а? -)

                    • У меня есть соображение)
                      Мне давно кажется, что на любительском уровне создание художественных произведений — это что-то вроде самотерапии, самопознания. И для автора здесь ценен не столько даже результат, сколько процесс.
                      Поэтому писать — это всегда хорошо и нужно. Вот демонстрировать публике — не всегда)

                      • Наталья Осокина, согласна и этот процесс, причем естественный, зовется - жизнь с его эмоциями и мыслями, которые он выражает на бумаге. А насчет демонстрации, то для публики он может быть не всем понятный, здесь круг надо ограничить до круга хороших друзей и знакомых, которые тебя знают, понимают и любят

                        • Лидия Богданова, не обязательно быть понятным. Никому не интересны тексты насквозь понятные, простенькие, не вызывающие никакого отклика - даже хорошим друзьям.
                          Вот так показывает человек свои стихи и ждёт оценки, а ты не знаешь как подобрать слова чтобы не очень обидеть и хоть что-то объяснить.
                          Это куда болезненней, чем обсуждать лишний вес)

                      • Наталья Осокина, "самотерапии" - верно. Во всяком случае, для меня (нас с вами, как вижу).
                        Это ведь как разговор с теми, кто тебя выслушает (прочтет), поймет и примет. Или даст дельный совет. А не просто оспорит или высмеет.

                        И демонстрировать стоит тоже. Во-1-х, мы можете найти отклик в сердцах и умах других, найти единомышленников. Во-2-х, можете обнаружить в себе способность, даже талант (если вас читают, печатают и с вами кто-то хочет конструктивно дискутировать - это уже признание). В-3-х, вы можете научиться чему-то, понять, в чем ваша проблема. Если, кон-но, уровень ваших "докторов" и их "терапии" откровенно не ниже ваших "болезней".

                        Я, например, чувствую одновременно облегчение и подъем, когда что-то посвящаю бумаге. Также, критика и насмешки тоже говорят о том, что не все тобой написанное - бред табуна сивых кобыл.
                        А если и бред, то, может, бред занимательный-)

                        • Игорь Ткачев, всё-таки отклики и признания это уже вторично, хоть и приятно. Такой необязательный бонус. Почему-то не все бывают готовы его не получить.
                          В том фильме, где герой писал стихи в блокнотик, он никому ничего не показывал и не искал оценок. Просто наполнял дополнительным смыслом свою размеренную, ничем не примечательную жизнь. И это было очень красиво.

                          • Наталья Осокина, вы меня заинтриговали, что за фильм то, даже захотелось посмотреть...особенно увидеть эту собаку (интересно какой она породы), которая .....так не хорошо поступила со своим любимым хозяином у меня как то тут сдох мой ноутбук, причем причиной бы не пес, а кот, который почему то имел слабость к моему ноутбуку и любил спать на его клавиатуре. Нет, конечно вылетела не сама внутренность ноута, а экран сенсорный, восстановить и извлечь данные конечно возможно, если очень захотеть, но пережив эту трагедию и похоронив всё что там было написано, спев похоронную песенку, я решила, что это вовсе не беда и что начирикаем еще и лучше Вообще, я тут на досуге подумала и решила, что чем меньше думаешь о прошлом и возвращаешься к нему, тем радостнее и счастливее живешь -надо жить настоящим и будущим. А котика, на которого я так тогда обиделась, я простила.

              • Лидия Богданова, тут на днях кино смотрела - там герой писал стихи в блокнотик каждый день, очень ими дорожил, а потом раз и блокнотик собака сожрала))

                • Наталья Осокина, эх, Наталья и чего только в кино не бывает Нее, мой такую дрянь есть не будет, для него если еда не пахнет мясом, она не представляет никакого интереса И вообще, у меня этих блокнотиков, пруд пруди

                  • Лидия Богданова, получилось весьма аллегорично (не знаю, намеренная это аллегория или случайная, но весьма неплохая-): блокнотик с писаниной - как дрянь, "не мясо", в противовес настоящим книгам, как "мясу", и зверь, которого интересует исключительно настоящее, а не из блокнотика-)
                    Поздравляю-)

                    • Игорь Ткачев, даже не знаю как у меня это получилось, я бы сказала случайно преднамеренно Потому что потом, после прочтения комментария Осокиной, у меня в мозгу зародилась юмористическая зарисовка..."Скажи ка пёс, зачем сожрал блокнот, я столько лет трудился словно крот" Короче смысл, любящий пес хотел спасти хозяина от его бредней, хотел как лучше, а получилось как всегда У попа была собака он ее любил...

  • Yakovenko Anatoliy Читатель 3 апреля 2019 в 01:24 отредактирован 3 апреля 2019 в 09:49 Сообщить модератору

    "В 1950-е годы для облегчения работы прикладных программистов в состав ЭВМ ввели электрические пишущие машинки. Мне приходилось работать на ЭВМ с такой пишмашинкой, называлась она «Ядрань» (народ шутил, что это — редкая самокритичность, мало кто скажет сам о себе — «я дрянь»). - это неправда. Машинка называлась "Ятрань".
    Ятра́нь — электромеханическая пищущая машина, выпускавшаяся в СССР на Кировоградском заводе пишущих машин (позднее — Кировоградское производственное объединение «Пишмаш»). Канцелярские пишущие машины марки «Ятрань» выпускались в Кировограде с 1975 до 1995 года. Советский бренд «Ятрань» получил название по реке Ятрань, протекающей в Кировоградской области, где находился завод-изготовитель пишущих машин. В СССР обычным явлением было давать машинам названия рек, городов, республик и т. д., чтобы увековечить советскую топонимику (напр.: автомобили «Волга» и «Ока»; пишущие машины «Москва», «Украина», «Уфа», «Волга», «Ока», «Ивица»; счётная машина «Быстрица» и т. д.).
    На базе «Ятрани» была создана версия «Ятрань-С» с шарообразным шрифтоносителем, особенностью этой модели является то, что в отличие от, например, американской машины «IBM Selectric», в советской машине «Ятрань-С» при печати двигается каретка, а не «шарик». Это является преимуществом конструкции, так как можно установить каретку любой допустимой ширины, не изменяя габаритов самой машины, а также использовать стандартный табулятор.
    Также выпускалась модель «Ятрани», предназначенная для слепых, пишущая машина с шрифтом Брайля — модель МПЭС-1М (ТУ 25-7223.006-89).

    • Вы абсолютно правы, Yakovenko Anatoliy, именно так. Народ поменял в названии букву "Т" на букву "Д".
      Интересно, а Вы еще раз к нам придете?
      Хотя бы - чтобы прочитать пост Игоря Ткачева, который то же самое написал на два года раньше и гораздо короче.

  • Спасибо за экскурс в историю!
    Рада, что успела застать это чудо техники - как для меня, неограниченные возможности предоставил компьютер нам.

    Оценка статьи: 5

    • Людмила Белан, у нас по выч.технике в универе были лабораторные, так мы программу на коммутационном поле коммутировали проводами. Один тип провода был помечен как "+", другой, как "*" - и т.д.
      В итоговом окошке с лампочками получался результат и задача была прокоммутировать наименьшим числом проводов, чем меньше комммутации - тем выше оценка.

      • Игорь Вадимов, ой-ой, аж голова закрутилась...
        Училась на физмате в калининградском университете, но никогда не увлекалась внутренним устройством этих полезных изобретений.

        Оценка статьи: 5

        • Лидия Богданова Лидия Богданова Читатель 27 февраля 2017 в 14:00 отредактирован 27 февраля 2017 в 14:02 Сообщить модератору

          Людмила Белан, а я вот с дуру в молодости поступила на факультет ЭВМ, сначала в техникум, а потом доучивалась на вечернем в институте 6 лет. Самые лучшие мои годы работы были именно на ВЦ одного проектного института, я там проработала 10 лет. Помимо того, что работа интересная, у нас был очень хороший коллектив и отличные начальники Игорь, пожалуй написал о вычислительной технике того времени, как программист, а не как специалист по той огромной умной груде железа, перешедшей ныне в серию ретро. Несмотря на то, что всё это было, как я написало груда железа, она не только имела ум, но и характер и душу. Когда меня вызывали вот такие, как наш Игорь программисты, у них зависала машина, они смотрели на меня как на кудесника-волшебника, который сейчас им всё починит и их действия и труды будут не напрасны. И я всегда за них переживая, подходила к машине и тихо упрекала ее, что она капризничает и просила про себя, чтоб она работала дальше. На самом деле машина не так часто ломалась, у нас она работала целую неделю круглосуточно. Раньше было труднее найти место сбоя. И я помню стоя у машины мечтала, вот бы наступили такие времена, когда умная машина будет выдавать не только место сбоя, но и вплоть до уголочка где и что поменять. Так что мои мечты сбылись почти, сейчас намного легче специалистам выискивать причину. Так что всё течет, всё изменяется и изменяется не в худшую сторону. Если смогу потом скину ретро фотографии того времени с той техникой, у меня есть в архиве старых фоток. Я и тогда очень любила всё фотографировать.

  • Хорошая статья!

    Оценка статьи: 5