Перейти ко второй части статьи
На рисунке, сделанном около 13000 лет до н.э. в пещере Труа-Фрер (Франция), можно даже увидеть странное человекоподобное существо с оленьими рогами и хвостом. То ли это какой-то тотемный дух, то ли шаман, играющий своеобразную роль в древнем охотничьем ритуале.
Выследить и убить оленя было для первобытного охотника нелёгкой задачей, пока человек не обзавёлся помощниками в лице собак, а затем и лошадей.
Ну, а для аристократов Средневековья охота на животных стала уже не столько средством пропитания, сколько своеобразным спортивным развлечением. И среди всех охотничьих трофеев самым престижным по-прежнему считался олень — причём не какой попало, а крупный самец, на рогах которого должно было быть не менее десяти отростков. Восхищение красотой этого животного ничуть не мешало его убивать. Напротив, такая «благородная» добыча вполне соответствовала статусу феодальных господ.
Недаром средневековая знать издавна ревностно охраняла свои охотничьи угодья. Иногда их даже огораживали, создавая т.н. «оленьи парки». Например, в «Книге Страшного Суда» (своеобразной переписи 1086 года, которую провёл в Англии Вильгельм Завоеватель) упоминается целых 36 подобных парков.
Каждый же, кто несанкционированно охотился в королевском лесу (как тот же легендарный Робин Гуд), объявлялся браконьером и мог быть убит прямо на месте преступления. Если же в лесу обнаруживали лишь останки убитого животного, жителям окрестных сёл давались сутки, чтобы найти и выдать страже виновного. В ином случае, на всех жителей налагался огромный штраф, мотивирующий их действовать по принципу «Разбёремся, как следует, и накажем кого попало».
Охота феодала часто превращалась в настоящий праздник, обставленный по высшему разряду — с приглашёнными гостями, пирами, песнями, байками. Кроме того, в охоте принимало участие большое количество слуг, на которых и ложилось основное бремя подготовки мероприятия.
Согласитесь, что бы это был за праздник, если бы сеньору приходилось полдня выслеживать оленя, а затем ещё полдня гоняться за ним по всем окрестностям с неизвестным результатом? Поэтому накануне охоты егерь с помощниками выслеживал подходящую особь и заранее продумывал, по какому маршруту будет её загонять. В назначенный день ищейка «поднимала» оленя, охотники трубили в рога и спускали на жертву своры борзых. Когда у загнанного животного уже не было сил бежать, собак придерживали, чтобы сеньор мог собственноручно заколоть жертву копьём или мечом.
Гастон Феб, граф де Фуа, «Книга об охоте» (XIV век):
«Хороша охота на оленя, ведь какое это славное дело — оленя выслеживать, и славно, когда он разворачивается и срывается с места, и славно гнать его, и славно загонять, и славно слышать собак, лающих на него, сгоненного в воде или на суше, и славно отдавать собакам причитающееся, и славно свежевать его, и разделывать, и отрезать каждому его долю, славная и хорошая добыча — крупная дичь. Славный и отрадный зверь — олень, и я почитаю охоту на него самой благородной».
Интересно, что знатные дамы тоже принимали участие в этой кровавой забаве — причём нередко самое непосредственное. Мечом они, конечно, не махали, но могли расстреливать оленей прямо из лука, что видно на многих средневековых изображениях.
Вы только послушайте, с каким восторгом описывает охоту одна из дам в книге Генриха де Феррьера «О короле Модусе и королеве Рацио» (XIV век):
«С раннего утра охотники выслеживали оленя, и вот выследили; теперь мы спокойны: смех, игры, забавы. Рыцари и дамы веселятся, потом устраивают угощение на траве, и кто знает интересные истории, рассказывает их. Вот все садятся в седла. Тот, кто выследил дичь, едет впереди со своей борзой и находит свой знак — сломанные ветки; борзая берет след, и все направляются за ней, скачут, кричат. Кто любит этот обычай, тому очень приятно в лесу. Когда борзая находит оленя, охотник трубит длинное „слово“, и спускают собак. О! Тогда вы слышите звуки рогов. Если лес хороший и легко проходимый, если свора многочисленна, то эти голоса и этот лай под высокими деревьями наполняют сердце радостью. Дамы вырываются вперед, видят убегающего оленя; он велик, у него красивая голова. За ним гонятся, кричат, трубят в рога; лай усиливается так, что, кажется, заглушил бы и трубы Страшного Суда».
Разумеется, охота на оленя не была просто забавой (как та же охота на лис), ведь оленина — мясо исключительно вкусное и питательное. Недаром в XX веке люди начнут разводить оленей на специальных фермах. Такие фермы есть в США, Ирландии, Великобритании, Германии. Однако лидером на рынке оленины оказалась… Новая Зеландия, где завезённые олени чувствуют себя так же комфортно, как и завезённые до этого овцы.
Оленьи рога тоже идут в дело. Из них делают декоративные изделия — ручки зонтов, рукоятки ножей. Или просто украшают ими стены — причём иногда вместе с головой. Лично я ни за что бы не согласился жить в доме, обвешанном головами и обставленном чучелами (музеи — не в счёт). Зато в детстве на стене моего дома висели лакированные рога косули, играющие роль вешалки. Подобные детали интерьера вообще были весьма популярны в советские времена и даже нашли своё отражение в мультике «Леопольд и золотая рыбка».
Однако наиболее ценными являлись неокостеневшие молодые рога оленя — панты. Их издревле применяли в китайской и корейской медицине как средство, придающее человеку силы и замедляющее старение. Тонизирующие качества пантов оценила и советская медицина — она производила на их основе водно-спиртовой экстракт «Пантокрин», который рекомендовался при переутомлении и неврастенических заболеваниях.
Ценилась и оленья кожа — прочная и мягкая. Например, из лосиной замши во времена Петра I шились камзолы и штаны. Говорящее название таких штанов — «лосины» — дожило до наших дней (правда, сейчас оно относится ко всем видам обтягивающих штанов — причём преимущественно женских). А вот мех взрослого оленя оказался слишком ломким.
Другое дело — знаменитый пыжик. Изначально «пыжиком» прозвали северного оленёнка в возрасте от одного до шести месяцев. Именно его мех — пушистый, тёплый, блестящий — шёл на изготовление пыжиковых шапок. В царской России эти коричневые шапки вместе с зелёными мундирами носили петербургские студенты на Фонтанке. Подобное сочетание напоминало окраску чижей, из-за чего студенты получили прозвище «чижики-пыжики», увековеченное в известной песне:
— Чижик-пыжик, где ты был?
— На Фонтанке водку пил…
В Советском Союзе 1950−70-х годов пыжиковая шапка была объектом гордости и престижа. Стоила она недёшево и достать её было нелегко. То, что в фильме «Девчата» (1962) уральский работяга Илья ставит на спор свою пыжиковую шапку, говорило о многом.
Однако большинству народа приходилось обходиться дешёвыми шапками из кроличьего или заячьего меха, а пыжик облюбовала партноменклатурная элита. Появилась даже шуточная загадка: «Почему в СССР пыжики стоят, а зайчики идут?» Дело в том, что во время торжеств руководство, как правило, стояло на трибуне и оттуда приветствовало проходящую мимо демонстрацию…
Чтобы оленье поголовье не снижалось, охоту стали строго регламентировать. В США это привело к тому, что олени стали не менее опасны для людей, чем люди для оленей. Разумеется, речь идёт об автокатастрофах, спровоцированных внезапно выбегающими на трассу оленями (мы хорошо знаем об этом из американских фильмов).
Согласно статистике, ежегодно происходит до полутора миллионов таких столкновений, из которых около 150 оказываются летальными не только для оленей, но и для людей. Ну, а если выживешь, то не факт, что тебе не впаяют штраф. Недаром на американских дорогах можно встретить предупреждающий знак: «Осторожно! Здесь бегают олени».
**не факт, что тебе не впаяют штраф**.
За что штраф? Вы едете по дороге, не по лесу. Если собьёте домашнее животное, то оштрафуют владельца этого животного.
Тут был такой случай в начале 00-ых. В нашем штате проходил какой-то шабаш PETA (PEOPLE FOR THE ETHICAL TREATMENT OF ANIMALS). Уже в темноте двое или трое этих «защитников животных», возвращаясь в свою Пенсильванию (или Мериленд) по NJ Turnpike, сбили оленя, разбив свою машину. У этих идиотов хватило ума подать в суд на NJ Division of Fish and Wild Life за то, что они развели слишком много оленей в штате. Шуток и издевательст над ними хватило на несколько лет.
0 Ответить
Что касается оленей и охоты на них в современной Америке, то регламентировать стали еще в 1646 году, когда город Portsmouth в Род Айланде установил первый в Америке охотничий сезон на оленей – начало Wildlife Management. Тем не менее в 1890 году белохвостых оленей на территории США насчитывалось всего ок. 300 тыс. Тут за дело взялись охотники и биологи, к которым присоединился страстный охотник Теодор Рузвельт, президент с 1901 г.
Через 100 лет количество белохвостых возросло в 100 раз (30 млн.). Сейчас в нашем штате оленей в 3 раза больше, чем 16-ом веке, когда здесь появились европейцы. Overpopulation оленей громадная проблема не только из-за автокатастров и Lyme disease, передающияся через deer ticks. В здоровом лесу должно быть не больше 10 оленей на кв. милю. Когда их 30, а в некоторых местах 160, на 1 кв. милю, и каждые 2 года их количество удваивается, то этот лес вместе со своими обитателями обречен. Олени поедают гнезда мелких птиц, гнездящихся на земле и в кустах. Поедают вместе с яйцами и птенцами. Уничтожаются кусты, молодые поросли деревьев, трава, семена деревьев и т. д. Популяция других животных, питаюшихся тем же самым, катастрофически сокращается. Вот фотографвия огороженного сеткой участка леса. Олени не могут войти внутрь, но снаружи они съели всю зелень. Поэтому в большинстве зон нашего штата, охота на оленей считается не recreational hunting, а deer population control – the tool of deer management и охотник может harvests любое количество оленей без рогов (самки и молодые самцы), лишь бы уменьшить количество оленей.
0 Ответить
О средневековой охоте Вы пишите:
«Кроме того, в охоте принимало участие большое количество слуг, на которых и ложилось основное бремя подготовки мероприятия. Согласитесь, что бы это был за праздник, если бы сеньору приходилось полдня выслеживать оленя, а затем ещё полдня гоняться за ним по всем окрестностям с неизвестным результатом? Поэтому накануне охоты егерь с помощниками выслеживал подходящую особь и заранее продумывал, по какому маршруту будет её загонять. В назначенный день ищейка «поднимала» оленя, охотники трубили в рога и спускали на жертву своры борзых. Когда у загнанного животного уже не было сил бежать, собак придерживали, чтобы сеньор мог собственноручно заколоть жертву копьём или мечом».
Но тут же приводите цитату из Гастон III де Фуа, опровергающие Ваши слова: «Хороша охота на оленя, ведь какое это славное дело — оленя выслеживать, и славно, когда он разворачивается и срывается с места, и славно гнать его, и славно загонять, и славно слышать собак, лающих на него, сгоненного в воде или на суше, и славно отдавать собакам причитающееся, и славно свежевать его, и разделывать, и отрезать каждому его долю, славная и хорошая добыча — крупная дичь. Славный и отрадный зверь — олень, и я почитаю охоту на него самой благородной», - из которой следует, что сеньоры не только сами выслеживали оленя, загоняли и даже разделывали его (отдавали собакам причитающееся). Охота была груповая и часто не один день. Наверное, шатер на ночь ставили слуги, но в самой охоте сеньоры принимали даже большее участие, чем слуги. Охота ведь не только пнуть (в данном случае оленя) пикой, выстрелить из лука или ружья/винтовки, точно так же как любовь это не только постельные утехи. Поэтому странно бы было, если всё участие сеньора в охоте заключалось только в ударе копьём. Это только в Гаврилиаде «Сеньор» посылает архангела «подготовить» Марию.
0 Ответить
Владимир Радченко, Ваш комментарий очень верный, но к сожалению очень не популярный. Самое интересное что вернуться в Советский союз хотят 30-40 летние, те кто его сам не помнит, а только со слов родителей. И особенно те у кого доход 15-20 тыс
0 Ответить