• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Алекс Грант Мастер

Дидух – новогодний символ славян?

Не всегда пушистая зеленая стройная елочка была символом Нового года. Кажется, еще совсем недавно в избах славян появлялся так называемый «дидух», или «дух предков» — соломенный оберег. Его почитали семейной святыней и покровителем дома.

Изготовление дидуха Фото: Depositphotos

На Святой вечер хозяин вместе со старшим сыном или зятем вносил в избу своеобразный сноп. Сделанный из соломы особым образом, тот символизировал связь с предками, которые должны были охранять хозяев жилища. Дидух — украшенный красными лентами и маковками оберег — не только гарантировал надежную защиту своим потомкам, но старался обеспечить им и достаток.

Считалось, что вместе с ним к родному очагу на некоторое время возвращались духи любимых людей, далеких предков. Именно для них на праздничный стол ставили лишнюю тарелку с ложкой. А скамью почтительно продували, прежде чем опуститься на нее, так как опасались: вдруг там уже отдыхает чей-то дух? Разумеется, садиться на него было недопустимо.

Фактически, дидух — своеобразный сноп колосьев. Ведь славяне свято верили: сухая трава именно в Сочельник приобретает поистине магические качества. Поэтому мастерили оберег бережно и аккуратно. В основу брались рожь, овес, пшеница и лен.

Дидух
Дидух
Фото: Источник

Важно было правильно подгадать время сбора сырья. Зерно должно быть спелым, однако не перезревшим. В противном случае оно могло высыпаться на землю. А ведь пустые колосья в обереге могли принести хозяину избы неурожайный год… Следовало также строго соблюдать количество колосков: в каждом снопике оно было кратным семи.

Самые длинные колоски отбирали для центрального (основного) снопика. Его плотно связывали полоской рогоза в двух местах.

Оставшиеся (более короткие) делили на восемь частей. Из трех, тех, что подлиннее, делали пучки, оформляли как центральный, а потом привязывали их к последнему на одинаковом расстоянии друг от друга. А пять (с самыми короткими соломинками) шли на нижний ярус дидуха.

Полученную «конструкцию» еще раз крепко связывали камышом, низ подравнивали ножницами и разделяли на три части. В свою очередь, обматывали их полоской рогоза и отгибали в стороны. В результате оберег устойчиво стоял на своеобразных трех «ногах».

Зерно из оберега весной примешивали к посевному, оно как бы освящало будущий урожай. А стебельки колосков находили свое пристанище в саду в развилках деревьев, словно охраняя зреющие плоды.

Что касается приставки «ди» в названии оберега, то ее происхождение специалисты связывают с самим новогодним старославянским символом. Потому что он не только украшал избу, напоминал о боге Коляде (даже являлся его воплощением) и был жертвоприношением силам природы.

Самое главное: дословно «дидух» означал «дух деда» и брал свое начало еще в дохристианские времена. Отмечали тогда смену года в период сбора урожая (как правило, в сентябре). Потом Новый год стал зимним праздником, а красивая традиция сохранилась.

Рождественские традиции и обычаи в украинском городе Тернополь, 9 января 2013 г.
Рождественские традиции и обычаи в украинском городе Тернополь, 9 января 2013 г.
Фото: Depositphotos
Статья опубликована в выпуске 10.01.2020
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: