Известно, что первая в мире морская пороховая донная мина была сконструирована в России, а затем испытана (взорвана) в 1807 году в районе Кронштадта. Эта мина, конечно, была несовершенной — в ней использовался сложный огнепровод.
Поэтому в 1812 году наш соотечественник, Павел Шиллинг, испытал на Неве более надёжную модель мины, которая подрывалась с помощью электрического разряда. То есть эта мина была пока ещё неконтактной.
Позднее, и снова в нашей стране, был сконструирован новый тип минного взрывателя, авторство которого принадлежит профессору инженерной академии Власову.
Известно, что в ходе Крымской войны 1853−1856 гг. наши минёры вполне успешно применяли подобные мины против неприятеля. Более того, те даже заимствовали многое из передового русского опыта в минном деле.
Во второй половине ХIХ столетия, но ещё до Русско-турецкой войны 1877−1878 гг., в Российской империи на Балтийском море существовал Отряд минных судов. Специалистов для него готовили Минный офицерский класс и Минная школа рядового состава. Это время было ознаменовано новыми успехами наших специалистов в минном деле.
Было давно замечено, что установка морских мин требовала значительного времени и усилий. В частности, приходилось промерять глубину, затем выставлять её для каждой мины, затем мину эту устанавливать.
И вот в 1882 году талантливый морской офицер Азаров сконструировал специальное устройство для автоматической установки мин. Это было большим достижением.
Интересно, что чуть позже представитель австро-венгерской армии, некий Петруски, создал нечто подобное и даже пытался продать своё изобретение русскому правительству. Наши власти, внимательно изучив предложенный патент, сделали однозначный вывод: система лейтенанта Азарова надёжнее.
В 1889 году русский флот получил на вооружение первые шаровые мины. До этого у нас (и не только) мины были цилиндрические, либо сфероконические.
Скоро русские мины стали начинять более мощным пироксилином, в отличие от проверенного, но менее сильного пороха.
Успехи русского минного дела были наглядно продемонстрированы во время Русско-японской войны 1904−1905 годов. Наши специалисты установили во время этой войны 4275 мин. Благодаря этому японцы потеряли 13 судов, и ещё 6 надолго выбыли из строя для ремонта.
Интересно, что японцы после подрыва на минах броненосцев «Яшима» и «Хацусе» решили, что это — дело рук русских подводных лодок, поэтому долго в тот день стреляли в страхе в воду из орудий.
Первая мировая война не застала врасплох ведущие мировые державы. Весьма сильным был немецкий флот, который имел на вооружении несколько типов мин. Глубина постановки этих мин варьировалась от 100 до 125 метров. Величина заряда также была разной — от 24 до 114 килограммов. От пороха немцы уже отказались и начиняли свои смертоносные изделия пироксилином либо гексонитом.
Впрочем, сами немецкие офицеры неоднократно утверждали, что русские мины — наиболее эффективные.
А вот Англия, пренебрегавшая минами в военном деле, в начале Первой мировой была в большом смятении. Дело дошло до того, что власти этой страны обратились за помощью к России. Та пошла навстречу. Из Владивостока в Англию отправили 1000 заградительных мин, руководство к установке и чертежи этих мин. Помимо этого, на берега Туманного Альбиона прибыли специалисты-минёры из России.
Ну, а после Первой мировой минное дело продолжало развиваться. Появились неконтактные мины, реагирующие на электромагнитные либо акустические поля кораблей. Появились минные защитники; подлодочные мины; парашютные мины массой до 300 кг; и многое другое.
Впрочем, это уже отдельная и не менее увлекательная история…
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...