• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Григорий Шарапа Грандмастер

Как придумать новый мир? Литературная основа телесериала «Ведьмак»

Экранизация знаменитой саги наделала много шума. Но давайте посмотрим, что же послужило толчком для его создания. Проведем краткую экскурсию по произведениям польского писателя-фантаста Анджея Сапковского. Он не только придумал «мир ведьмака», но и продолжает принимать активное участие в развитии современного фэнтези. Поклонников сериала ждет немало открытий!

Сага о ведьмаке

Вышедший сериал «Ведьмак» — это выборочная экранизация приключений ведьмака Геральта. Забегая вперед, скажу, что большинство произведений Сапковского — это сборники рассказов.

Ведьмак Геральт путешествует по странному миру, напоминающему Восточную Европу позднего Средневековья, до краев наполненному магией. Здесь плетутся сети сложных и опасных интриг. Главному герою не раз придется делать жизненно важный выбор и заодно узнать многие из окутывающих его тайн.

Ведьмак — «свободный специалист», обладающий боевыми и магическими способностями. Он зарабатывает тем, что за деньги убивает монстров.

Должен сказать, что фэнтези Сапковского отличается от классического (того же Джона Толкина) тем, что психология персонажей и их проблемы — скорее современные, чем «сказочные».

Джон Рональд Руэл Толкин
Джон Рональд Руэл Толкин
Фото: ru.wikipedia.org

Первый сборник «Ведьмак» (1986 г.) получил свое название по одноименному рассказу. Собственно, с него и началась вся сага. Позже эта книга стала называться «Последнее желание».

Далее с 1992 по 1998 годы выходит несколько сборников рассказов и отдельных романов:

  • «Меч Предназначения» (1992).
  • «Кровь эльфов» (1994).
  • «Час Презрения» (1995).
  • «Крещение огнём» (1996).
  • «Башня Ласточки» (1997).
  • «Владычица Озера» (1998).

А самая последняя на сегодня книга — роман «Сезон гроз» (2013 г.). К моменту его выхода цикл уже обрел известную популярность.

И еще два рассказа — «Дорога без возврата» (1988 г.) и «Что-то кончается, что-то начинается» (1992 г.) — можно условно отнести к циклу, так как действие происходит в том же мире. Кстати, именно эти произведения — предыстория (о родителях главного героя) и альтернативная концовка всей саги о ведьмаке.

Обложка аудиокниги
Фото: Обложка аудиокниги

В 2018 году появилась информация о том, что писатель работает над продолжением цикла.

В этом смысле прослеживается параллель с «Игрой престолов», когда автор занялся написанием цикла «Песнь Льда и Огня» после выхода сериала. Однако другие произведения Джорджа Мартина не менее интересны.

В 2013 году в Польше появился сборник «Ведьмачьи легенды», куда вошли рассказы российских и украинских писателей-фантастов о «мире ведьмака». В 2014 году книга издана в РФ издательством «Эксмо». Таким образом, цикл вышел за национальные границы, и к нему подключились писатели из других стран.

Мир ведьмака

Кадр из т/с «Ведьмак», 2019 г.
Кадр из т/с «Ведьмак», 2019 г.
Фото: kinopoisk.ru

Сейчас история о ведьмаке не ограничивается только литературой и фильмами:

  • вышли комиксы (1993—1995, 2011—2017, Польша);
  • появилась настольная игра «Ведьмак: Игра воображения» (2001, польское издательство MAG);
  • поставлена рок-опера «Дорога без возврата» (2009, симфо-рок-группа «ESSE»).
  • создана студия компьютерных игр CD Projekt RED, специализирующаяся на ролевых играх по мотивам «Саги о ведьмаке».

(Правда, последний проект студии CD Projekt RED связан с жанром киберпанк)

Миры фэнтези Анджея Сапковского

Анджей Сапковский написал еще один цикл — «Сага о Рейневане» (2002−2006 гг.). Это трилогия романов в жанре фэнтези, основанная на истории средневековой Европы и Гуситских войнах.

Кроме того, в числе его произведений — ряд рассказов и роман «Змея» (2009 г.).

Другие проекты Анджея Сапковского посвящены изучению жанра фэнтези:

  • критические статьи («Пособие для начинающих писателей фэнтези», «Пируг, или Нет золота в Серых Горах», «Меч, магия, экран»);
  • эссе «Мир короля Артура» (изучающее феномен «короля Артура»);
  • вариация легенды о Тристане и Изольде, новелла «Maladie»;
  • "Бестиарий" (2000 г.) — труд по мифологическим существам;
  • сюжет книги-игры «Око Иррдеса».

Анджей Сапковский полностью посвятил свое литературное творчество жанру фэнтези. Добавляя в сюжеты книг историю Средневековья, национальную культуру и современность, он создал свой, уже узнаваемый стиль.

Статья опубликована в выпуске 29.01.2020
Обновлено 1.04.2024

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Григорий Шарапа Григорий Шарапа Грандмастер 29 января 2020 в 18:41 отредактирован 29 января 2020 в 18:43 Сообщить модератору

    Сергей, спасибо за комментарии. И за то, что вам понравилась подача темы.

    Но от себя все же добавлю -

    - Мне самому не оч нравится фэнтези. Но я люблю фантастику, именно за реалистичность, научность. Фэнтези кстати не нравится некоторым научным фантастам поэтому. И в этом его слабая сторона.

    - Эта статья именно для тех, КОМУ НРАВИТСЯ ФЭНТЕЗИ (или по кр мере фантастика). Т.е. я не очень понимаю, зачем писать здесь "оно не нравится". Есть другие темы, про ту же политику наверняка статьи найдете. Хотя чисто эмоционально я вас понимаю.

    - Не совсем все так просто. Часто в литературе высказываются идеи, связанные с реальным миром (в хорошей литературе, по крайней мере). Напр., тот же Джон Толкин написал трилогию «Властелин колец» как раз под воздействием впечатлений о Первой мировой войне (если не ошибаюсь). И Сапковский пишет про современные проблемы тоже (в кино может это не очень видно, кстати). Но для этого надо читать, конечно. А это тяжело, некогда, согласен. Тем более, если не идет.

    - Многие как раз и ищут в подобных проектах то, чего не хватает в жизни, а именно острых моментов. Т.е. я бы не сказал, что это произведения для детей. Описываемый там мир довольно жестокий. Т.е. если это и сказка, то для взрослых.

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 29 января 2020 в 02:53 отредактирован 29 января 2020 в 02:54 Сообщить модератору

    Я всё никак не могу врубиться и понять, почему такой спрос на эти фантези ? =Как можно заниматься такой ерундистикой ?=
    Писать и читать фанетези. Так их ещё и экранизируют, чтоб и смотреть. Реальная жизнь особенно в оцифрованном мире наших дней жгуче и круче любых фантези. "В воздухе пахнет" новой большой войной, о чем не вещают только утюги.
    Оценка: 5 за удобную подачу темы.