Перейти к предыдущей части статьи
Самая элементарная рифмовка в стихосложении — смежная, когда две рядом стоящие строки рифмуются между собой (aa bb). Таким образом лучше всего писать стихотворения для маленьких детей, так как более сложные рифмовки малыши воспринимают хуже.
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд…
К. Чуковский
Но сами поэты больше всего любят перекрёстную рифмовку, где строки рифмуются через одну (abab). Популярность такой рифмовки неудивительна. Во-первых, в этом случае у поэта больше свободы в выражении (следующая рифма отстоит дальше). Во-вторых, ею можно связать больший объем текста. И в-третьих, больший объем текста лучше запоминается (две первые строки — как бы две следующие).
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими…
И. Анненский
В рейтинге популярности с большим отрывом от первых двух способов рифмовки идёт рифмовка опоясная (она же охватная, она же кольцевая). Здесь смежную рифмовку двух средних строк как бы опоясывает рифмовка первой и четвертой строк (abba). Запоминается такая рифмовка хуже, писать ею сложнее, зато и звучит она более изысканно.
Я не держу. Иди, благотвори.
Ступай к другим. Уже написан Вертер,
А в наши дни и воздух пахнет смертью:
Открыть окно — что жилы отворить.
Б. Пастернак
Все остальные — более хитроумные — системы рифмовки называют сплетёнными рифмами. Например, ababcc:
Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня…
А. Пушкин
Или aabccb:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!..
А. С. Пушкин
Или abc abc:
Солнце свирепое, солнце грозящее,
Бога, в пространствах идущего,
Лицо сумасшедшее,
Солнце, сожги настоящее
Во имя грядущего,
Но помилуй прошедшее!
Н. Гумилев
Особой изощренности рифмоплётство достигло в творчестве провансальских трубадуров. Некоторые из них даже умудрялись рифмовать между собой целые строфы (abcdef abcdef), хотя выглядела подобная рифмовка несколько тяжеловесно. А трубадур Раймбаут Оранский в своей «Обратной песне» не только рифмовал между собой строфы (по схеме abcdeeff abcdeeff), но и сохранял во всех строфах одни и те же рифмующиеся слова. Вот отрывок (в переводе некоторая точность рифмовки потерялась):
Светлый цветок перевернут,
Он на холмах и в скалах
Вырос под мертвые трели
Средь оголенных прутьев;
Зимний цветок этот — наледь —
Может кусаться и жалить,
Но зелень моя весела
При виде увядшего зла.И Вас бы перевернул я,
Целуя — пусть видят скалы!
Для вас рассыпаюсь трелью,
Хоть взор ваш — хлесткие прутья;
Не могут ни снег, ни наледь
Больней, чем бессилье, жалить,
Что ж, доля не весела,
Но к вам не питаю я зла…
При этом рифмовка может быть не только хитроумно запрограммированной, но и крайне свободной.
…Всем миром управляет Мерлин —
Он третий здесь на фотоснимке —
Планету нашу взял в аренду
У Неба на пятьсот столетий…
Но сила зла идёт из Рима…
Идёт незримо и тихонько
— Ты не люби, мне только больно,
И будет проклят каждый палец,
Которым к телу прикасались…
С. Аксёненко
Если вы уж взялись рифмовать стих, то крайне желательно, чтобы рифмовка соблюдалась во всех строфах. Коль уж рифмуете по схеме abab, то старайтесь не допускать в других строфах так называемую холостую, выпавшую, рифму. Дело в том, что слушатель, уже настроенный на определенную ритмику и «музыку» стихотворения, сразу почувствует эту «фальшь». Лучше тогда всё стихотворение писать по схеме xbxb, где x — холостые рифмы. Такие полурифмованные стихи не редкость в поэзии.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
А. Плещеев
Считается, что холостая рифмовка проникла в русскую поэзию благодаря влиянию немецкого поэта Г. Гейне (до этого она встречалась крайне редко). Именно поэтому Д. Минаев с издёвкой писал:
От германского поэта
Перенять не в силах гений,
Могут наши стихотворцы
Брать размер его творений.
Пусть рифмует через строчку
Современный русский Гейне,
А в воде подобных песен
Можно плавать, как в бассейне…
Обратная полурифмованная схема — axax, где не рифмуются четные строки, встречается вообще в единичных случаях. Вот пример из произведения «Любовь — не картошка» С. Черного, который он сам назвал «повестью» и где рифмовка следующая — abx abx:
Арон Фарфурник застукал наследницу дочку
С голодранцем студентом Эпштейном:
Они целовались! Под сливой у старых качелей.
Арон, выгоняя Эпштейна, измял ему страшно сорочку,
Дочку запер в кладовку и долго сопел над бассейном,
Где плавали красные рыбки. «Несчастный капцан!»…
Поэту, конечно, дозволено многое. Пушкин, к примеру, мог позволить себе писать «Бориса Годунова» свободно — то используя в нем рифму, то нет.
…Кто на меня? Пустое имя, тень —
Ужели тень сорвет с меня порфиру,
Иль звук лишит детей моих наследства?
Безумец я! чего ж я испугался?
На призрак сей подуй — и нет его.
Так решено: не окажу я страха, —
Но презирать не должно ничего…
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!
Но Пушкин уже давно всем доказал свое мастерское владение рифмой.
Может поэт допустить в стихотворении и единичную холостую рифму, но это должно быть сделано сознательно и даже нарочито, чтобы все видели — это его воля и замысел, а не поэтическая беспомощность.
Рифму, рифму! Иссякаю —
К рифме тему сам найду…
Ногти в бешенстве кусаю
И в бессильном трансе жду.…Нет, не сдамся… Папа — мама,
Дратва — жатва, кровь — любовь,
Драма — рама — панорама,
Бровь — свекровь — морковь… носки!
С. Чёрный
…Я деградирую в любви.
Дружу с оторвою трактирною.
Не деградируете вы —
я деградирую.Был крепок стих, как рафинад.
Свистал хоккейным бомбардиром.
Я разучился рифмовать.
Не получается.
А. Вознесенский
Ведь если не прикладывать к поэзии усилий, сердца и ума, то чем она будет лучше плохо прожаренного бифштекса?
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...