Они практически забыты, на их долю не выпало такой яркой славы, как на долю «Синего платочка», «В лесу прифронтовом», «Темной ночи», «В землянке» и др. И все же, они были, они оставили след в людских сердцах. Каждая из них — частичка памяти о том страшном и героическом времени. И память, тем более, поэтическая, песенная, не должна исчезнуть.
«Голубой конверт» (муз. Ю. Милютина, сл. В. Замятина)
В 1942 году композитор Юрий Милютин прочитал в газете стихотворение Владимира Замятина «Голубой конверт». Композитор так проникся чувствами воина, тоскующего по дому и любимой женщине, что мелодия на стихи родилась сразу. И получилась чудесная, нежная песня о любви, о тоске по дому, о вере, что мирная счастливая жизнь все-таки настанет. Знаменитая «Землянка» А. Суркова и К. Листова была написана позднее. Первой ласточкой был «Голубой конверт».
Оперный певец Сергей Лемешев немедленно включил песню в свой репертуар. Он исполнял её не только на концертах, но и записал на пластинку с сопровождением джаз-оркестра под управлением Александра Цфасмана.
А название песни тоже заслуживает внимания. Стихотворение «Голубой конверт» было написано ещё до того, как был введён порядок бесплатной отправки корреспонденции с фронта в тыл. Письма писались на одной стороне листа и складывались в треугольник чистой стороной наружу, где и писался адрес, то есть само письмо являлось одновременно и собственным конвертом.
К тебе сквозь туманы,
Леса и поляны
Летит мой конверт голубой.
Летит мой листочек,
Летит голубочек,
В тот дом, где расстались с тобой.
Ты помнишь, сказала,
Когда провожала:
«Разлуку враги принесли!»
Тех слов не забуду,
Врагов бью повсюду,
Чтоб вновь разлучить не могли.
В боях и походах,
В туман, в непогоду,
Лишь вспомню твой голос родной,
Мне станет светлее,
Мне станет теплее,
Как будто ты рядом со мной.
К тебе сквозь туманы,
Леса и поляны
Летит мой конверт голубой.
Летит мой листочек,
Летит голубочек
В тот дом, где расстались с тобой.
Следующая песня особенно значима для меня, как жительницы Баку. В 1942 году захват Баку был реальной угрозой.
«Баксанская» (муз. Б. Тереньтева, сл. группы альпинистов)
Потерпев сильнейшее поражение в битве за Москву, гитлеровское командование решило изменить свой стратегический план и захватить бакинские нефтерождения.
Летом 1942 года немецкие войска подошли к Кавказскому хребту, а их горная дивизия «Эдельвейс», состоявшая из тирольских стрелков-альпинистов, стала прокладывать пути через горные тропы. Несколько человек поднялись на самую высокую в Европе горную вершину Эльбрус и поставили там знамя Третьего рейха. Немецкие горные стрелки достигли озера Рица и были уже в сорока километрах от г. Сухум.
Фашистам противостояли не очень многочисленные отряды советских военных горнолыжников. Но, вооружённые автоматами и гранатами, они внезапно появлялись в самых неожиданных местах и наносили значительный урон противнику.
Самые тяжёлые бои развернулись в Баксанском ущелье. Одним из отрядов альпинистов-горнолыжников командовал молодой лейтенант Андрей Грязнов, спортсмен из Днепропетровска. В задачу подразделения входило не только оборонять отведенный участок фронта, но и добывать разведданные для 897-го горнострелкового полка.
И вот в последний предновогодний день 1942 года из штаба пришёл приказ: во что бы то ни стало добыть данные о точном расположении огневых точек противника в верховьях Баксана. Задача была непростая. Нужно было подняться по крутым горным склонам на высоту свыше 3 км.
Лейтенант Грязнов вместе с лейтенантом Любовью Коротаевой утром достигли гребня между вершинами Малого Когутая и Донгуз-Оруна. Оттуда открывалась панорама расположения немецких подразделений и скоплений техники. Нанеся всё это на карту, альпинисты хотели уже возвращаться, но тут Андрей предложил оставить память об этом дне для будущих поколений новых альпинистов. На листке бумаги простым карандашом он написал:
«Ребята, мы сейчас бьёмся с фашистами. Нам тяжело. Мы вспоминаем костры, которые горели здесь во время восхождения, песни у костров и нашу счастливую довоенную жизнь… Желаем вам быть ещё более счастливыми, чем были мы».
Затем он взял гранату, вынул из неё запал, а на его место вложил свёрнутую записку. Гранату для сохранности обложили камнями.
Вскоре началось наступление Красной Армии, и суперпрофессиональные, вооруженные до зубов тирольские стрелки покатились вниз с кавказских склонов. А лейтенант Андрей Грязнов получил новый приказ: с группой опытных альпинистов взойти на Эльбрус и водрузить флаг Родины.
Стояла лютая зима, но задание было столь важным и почётным, что двадцать советских альпинистов поднялись на вершину Эльбруса и водрузили там советский флаг!
Через много лет Любовь Коротаева вспоминала:
По дороге к Эльбрусу мы остановились в одном из балкарских селений под Терсколом. Ночью, невзирая на тяжёлый переход, нам не хотелось спать. Мы вышли на веранду, откуда открывалась чудесная панорама. Все горы были залиты лунным светом. Был виден и гребень, где мы оставили гранату. Андрей что-то тихо насвистывал, а потом пропел: «Помнишь гранату и записку в ней, на скалистом гребне для грядущих дней?» Я помню, с какой яростью мы сорвали флаг врага, и с гордостью развернули наш алый стяг. Он реял на ветру, а мы салютовали из всех видов имеющегося у нас оружия.
А две строчки, пропетые лейтенантом Грязновым на мелодию изумительного довоенного танго композитора Бориса Терентьева «Пусть дни проходят», стали началом рождения новой песни о той великой битве за Кавказ.
Постепенно к первым словам, придуманным Грязновым, его соратники стали добавлять всё новые и новые строчки о военном времени.
- В результате сложилась песня, авторами которой были: Андрей Грязнов, Люба Коротаева, Борис Грачёв, Алексей Немчинов, Николай Персиянинов, Гоги Сулкавидзе и Николай Маринец.
Это был единственный случай подобного коллективного творчества. После войны отряд молодых альпинистов нашёл ту самую гранату с запиской и как дорогую реликвию передал её Любови Георгиевне Коротаевой.
Где снега тропинки заметают,
Где лавины грозные шумят,
Эту песнь сложил и распевает
Альпинистов боевой отряд.
Нам в боях родными стали горы,
Не страшны бураны и пурга.
Дан приказ — недолги были сборы
На разведку в логово врага.
Припев:
Помнишь, товарищ, белые снега,
Стройный лес Баксана, блиндажи врага?
Помнишь гранату и записку в ней
На скалистом гребне для грядущих дней? Помнишь, товарищ, вой ночной пурги?
Помнишь, как бежали в панике враги?
Как загрохотал твой грозный автомат,
Помнишь, как вернулись мы с тобой в отряд? На костре в дыму трещали ветки,
В котелке дымился крепкий чай.
Ты пришёл усталый из разведки,
Много пил и столько же молчал.
Синими, замёрзшими руками
Протирал вспотевший автомат
И о чём-то думал, временами
Головой откинувшись назад.Припев. Там, где днём и ночью крутят шквалы,
Тонут скалы чёрные в снегу,
Мы закрыли грудью перевалы,
И ни пяди не дали врагу.
Час придёт — решительным ударом
В бой пойдут советские полки.
Впереди других блестят недаром
Альпинистов грозные штыки.
При написании статьи были использованы данные из Интернета и подшивки номеров журнала «Работница», газет «Вышка» и «Бакинский рабочий».
Замечательная статья. Спасибо. "Баксанская" не так часто звучит, но точно не забыта. А " Голубой конверт" не слышала. Хотя, первые музыкальные аккорды, начало песни показались удивительно знакомыми. Потом поняла, что узнала голос Лемешева, музыкальное исполнение, знакомое по фильмам того времени, и само звучание старой пластинки.
0 Ответить
Не знаю, что поют сейчас альпинисты, но 30 лет назад "Баксанская" была любимой песней у костра, до сих пор помню слова, а вот "Голубой конверт" как-то смутно помню, вроде в каком-то фильме, про войну она исполнялась.
0 Ответить
Лидия Богданова, спасибо Вам огромное.
Мы очень многого не знаем, и о многом забыли.
Не говорю, что нужно постоянно вытряхивать сундуки памяти.
Но очень хочется, чтобы пушкинское "ленивы и нелюбопытны" не было сказано про нас.
А песни эти замечательные. Сама о многих из них узнала впервые!
0 Ответить
Огромное спасибо,Ляман, за такую прекрасную статью и песни!.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, спасибо Вам, дорогая Гертруда.
По возможности буду продолжать подборку. Только вот времени ни на что не хватает. Работы очень много.
0 Ответить
Ляман Багирова, это хорошо, что много работы, и время найдется, главное, что есть желание и талант рассказать обо всем. У меня вот наступил такой период( возраст, конечно, виноват ), когда времени свободного много, а сил не хватает печатать, пальцы не туда попадают... Радуйте нас вашими статьями, я читаю их всегда с удовольствием. Всего вам доброго!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за интересный рассказ о подзабытых песнях.
Многие солдатские письма и дневники содержат стихотворения. Уверен, что некоторые из них в свое время тоже были песнями.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карл-Август Аванти, спасибо Вам большое.
Да, старые военные песни, особенно лирические - это кладезь чистоты и трепетного отношения к жизни.
Вы выдвинули интересную идею - скорее всего это так. В солдатских письмах и дневниках много стихов. Возможно, многие из них стали песнями.
1 Ответить
Ляман Багирова, мне в музеях не раз попадались на глаза дневники со стихами и рисунками потрясающего уровня, сам помогал отсканить послевоенный дневник одного боевого офицера, ветерана, который читался как психологический роман и был снабжен иллюстрациями автора. Когда вижу уважение к достойным произведениям искусства, к памяти, к чувствам других людей - современников и тех, кого уже нет с нами, спокоен за будущее и за культуру человечества.
Пользуясь случаем, поздравляю Вас с праздником. Желаю вдохновения, мира на Земле и в душе, счастья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Военные песни - особые песни.
Спасибо, Ляман!
0 Ответить