Время с 1837 по 1901 год вошло в историю Англии как время правления королевы Виктории. В 1861 году скончался ее муж, принц Альберт, королева облачилась в траур и не снимала его до конца своей жизни. Подданные относились к такому поведению как к проявлению романтического трагизма, и волей-неволей траур стал обретать романтический флер, а в ношении траура появилось то, что можно было бы назвать модными тенденциями.
Викторианцы и вместе с ними жители континентальной Европы ввели в обиход традицию составлять инструкции о деталях погребального обряда на случай своей смерти. Такие письма-завещания содержали много деталей и подробностей, люди в меру своих литературных способностей сочиняли подчас целые поэмы.
Именно в викторианскую эпоху передача вещей умершего на память родственникам или друзьям стала важным ритуалом. Украшения, книги, небольшие безделушки раздавались родным и близким, отдавали даже пряди волос. Скорее всего, последнее было следованием примеру королевы Виктории, которая постоянно носила медальон с прядью волос своего покойного мужа.
Конечно, соблюдался и траур в одежде. Объявлялся определенный период ношения траура, и в это время скорбящая семья привлекала к себе пристальное внимание общества. Появиться в чем-то ярком считалось признаком неуважения к усопшему, также не годилось принимать приглашения на увеселительные события.
Траур, кстати, касался не только верхней одежды, костюма или платья: среди женщин вошло в моду траурное черное белье.
Сегодня в некоторых провинциях Европы, например, в бельгийской Валлонии, люди отправляют открытки не только по случаю праздников и радостных событий, но и почтовые карточки с соболезнованиями, со специальным для такого случая оформлением. Также такие траурные карточки, а не цветы, приносят и отдают родственникам умершего в день похорон.
Эта традиция имела место в викторианский период. Карты памяти — так назывались траурные открытки — отправляли в конвертах с черной каймой. Можно встретить упоминание об этом в книгах Чарльза Диккенса и Шарлоты Бронте и в произведениях, описывающих ту эпоху.
Посмертные изображения… Мы слышали о посмертных масках. Зачем они снимались с умершего человека? Часто, чтобы точнее передать индивидуальные черты в надгробной скульптуре. С появлением фотографии статуи ваяли на основе посмертного снимка.
Когда фотография получила такое распространение, что стала доступна людям из средних слоев общества, на фотокарточках стали запечатлевать не только семейные праздники, но и похороны. Люди хотели сохранить изображение своих близких, сделанное перед тем, как они навечно покинут зримый мир.
Однако и усопшие, в свою очередь, выражали желание забрать что-то с собой в тот мир. Традицию класть в гроб с покойным какие-то дорогие ему вещи и сейчас соблюдают европейцы, обычно это личные письма, открытки или фотографии. Иногда прощающиеся оставляют у гроба записки или детские рисунки.
Еще не так давно в Америке были распространены посмертные желания забрать в загробный мир мобильники, компакт-диски, дистанционные пульты или спиртное.
Католик Фрэнк Синатра, говорят, завещал похоронить его с бутылкой виски, не забыл он и о зажигалке Zippo, про сигареты, правда, не упоминается. Также он просил положить в гроб десятицентовую монету, в эпоху отсутствия мобильных телефонов она могла ему понадобиться, если бы появилась нужда позвонить.
Одна американка явно питала пристрастие к красному цвету и просила похоронить ее в красном гробу одетой в красное, с красным телефоном и с красным плюшевым медведем.
Смерть, как и рождение, является значимым фактом человеческого бытия. И неудивительно, что заканчивающие свой земной путь хотят особо отметить событие, которое несет в себе и печаль, и тайну. Одновременно с этим люди стремятся «обмануть» смерть, стараясь унести в мир иной свои земные пристрастия и привычки.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...