Свое начало аэростатная почта берёт в Дании, в самом начале ХIХ столетия. Случилось так, что против популярного и воинственного Наполеона Первого была организована европейская военная коалиция. Дания же отказалась вступать в эту коалицию.
Тогда Англия решила начать военные действия против несговорчивой скандинавской страны. К берегам Дании выслали флот, он уничтожил большинство датских кораблей, высадил десант на побережье страны. Два крупных датских острова Зеландия и Фюн оказались частично блокированными. Связи между ними теперь не было.
Тогда один из датчан по фамилии Колдинг предложил сделать небольшие баллоны, наполнить их газом и с попутным ветром отправить с одного острова на другой.
История говорит, что таких попыток было несколько и они оказались удачными. Любопытная деталь: в корзинах с корреспонденцией были письма как официальные, так и частные. Вроде война идёт, нужно все силы бросить туда, но личные сообщения, значит, тоже можно было отправлять по воздуху, а не только всякие депеши и приказы.
В общем, первая аэростатная почта была такой.
Однако наибольшую известность такой вид почтовых отправлений приобрёл в 1870 году, когда произошла франко-прусская война.
Во время этого конфликта французская армия потерпела ряд неудач. В какой-то момент немцы окружили французские части под командованием Мак-Магона, а это привело к тому, что дорога на Париж оказалась, по сути, открытой для прусской армии.
Но из истории мы знаем, что французы в этот момент объединились и основали легендарную Парижскую Коммуну. Которая и стала центром сопротивления.
Так как Париж оказался в осаде (не хватало продуктов и медикаментов), то возникла острая необходимость связи с другими французскими провинциями. Отважные французы, которые ещё в ХVIII столетии поднялись в воздух на воздушном шаре, решили организовать сообщение с помощью аэростатов.
Интересно, что наряду с государственными отправлениями из осаждённого Парижа отправлялись и частные послания. Отдельно для этого почтовое ведомство Франции выпустило специальные открытки и конверты. Отпечатаны они были на тонкой писчей бумаге, так как для аэростата каждый грамм критичен.
На аэростатных посланиях ставился специальный штамп (звучавший примерно как «С поднявшимся шаром»), а также был учреждён денежный сбор.
Осада Парижа длилась примерно пять месяцев, и за это время французы собрали и запустили в воздух 65 аэростатов с различными посланиями. Довольно много, если учесть сложное положение защитников французской столицы.
Из этих шаров только 5 попало в руки немцам. Они надеялись, что на аэростатах отправляются важные послания и даже ценности. Поэтому немцы отобрали хороших стрелков, снабдили их длинноствольными ружьями и велели стеречь небесные просторы. Так, к примеру, был обнаружен и сбит французский шар «Диггер».
Помимо этого, немцы сбили и шар «Орлеан», но с ним приключилась поистине фантастическая история. Шар, даже подбитый, около 15 часов носился над землёй. Экипаж, борясь за живучесть своего средства передвижения, выбросил за борт 200 кг писем. Эти письма через некоторое время выловили рыбаки из Шотландии и отвезли их в свою почтовую контору. В итоге вся корреспонденция попала к нужным адресатам!
Установлено, что за время осады Парижа с помощью шаров было перемещено 11 000 кг различной корреспонденции! Писем и открыток отправили почти 2,5 миллиона! Это гораздо больше, чем тогдашнее население Парижа!
Но… по понятным причинам аэростатная почта так и не прижилась, оставшись интересным воспоминанием в учебниках истории…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...