Звали ее Арахна:
Родитель ее колофонец
Идмон напитывал шерсть фокейской пурпурною краской.
То есть отец красил шерсть. Мать Арахны умерла, девочка жила в какой-то захолустной Гипепе, выросла искусной в ткачестве, прославилась своими тканями настолько, что со всей округи к ней стекались нимфы:
Нимфы сходилися к ней от волн Пактола родного.
Любо рассматривать им не только готовые ткани,
— Самое деланье их: такова была прелесть искусства!
Они восхищались и тем, как она прядет, и тем, какие она творит узоры на тканях:
Как она пальцем большим крутила свое веретенце,
Как рисовала иглой! — видна ученица Паллады.
(Афина Паллада — покровительница мастерства, сноровки.)
Как ни странно, Арахна без восторга принимала такую лесть, она считала, что она превосходит Палладу:
25 «Пусть поспорит со мной! Проиграю — отдам, что угодно».
Богиня слышала этот дерзкий вызов. Она появляется в доме Арахны в виде древней старухи и говорит ей:
30 Не отвергай мой совет. Ты в том домогаешься славы,
Что обрабатывать шерсть всех лучше умеешь из смертных.
Перед богиней склонись и за то, что сказала, прощенья,
Дерзкая, слезно моли. Простит она, если попросишь.
Арахна раздражена, она отвергает совет и снова повторяет, что готова помериться мастерством с богиней:
Что ж не приходит сама? Избегает зачем состязанья?
Богиня возвращает себе нормальный облик, все присутствующие при этом падают перед ней, осталась стоять только Арахна. Кто-то, предчувствуя беду, просит богиню отложить состязание, но Паллада не соглашается. Арахна и Паллада встают к ткацкому станку.
Обе спешат и, под грудь подпоясав одежду*, руками
60 Двигают ловко, забыв от старания трудность работы.
Паллада выткала роскошный узор со множеством оттенков, она изобразила жизнь олимпийских богов. Арахна выткала рисунок с похождениями этих богов, бесконечной чередой обманов. И это было сделано так искусно, что богиня не смогла сказать ни одного плохого слова.
Но успех оскорбил белокурую Деву**:
Изорвала она ткань — обличенье пороков небесных!
Наказанье последовало немедленно: Паллада ударяет Арахну челноком по лбу. Оскорбление было настолько тяжелым, что Арахна хотела покончить жизнь самоубийством:
Несчастья
Бедная снесть не могла и петлей отважно сдавила
135 Горло.
Богиня не дала этому произойти, она вытащила Арахну из петли, но окропила ее каким-то зельем:
обрызганы снадобьем страшным,
Волосы слезли ее, исчезли ноздри и уши,
Стала мала голова, и сделалось крохотным тело.
Нет уже ног, — по бокам топорщатся тонкие ножки;
Все остальное — живот. Из него тем не менее тянет
145 Нитку Арахна — паук продолжает плести паутину.
Арахна превратилась в паука.
В центра этюда Рубенса — Паллада в своем полном облачении: роскошный шлем, панцирь. В ее правой руке — занесенное над головой веретено. Перед ней лежит Арахна, на ее лице написана мольба. Справа — вытканный ковер Арахны, на нем — сцена похищения Европы (Юпитер в виде белого быка уносит на спине Европу).
За спиной Паллады — какая-то девица (может быть, нимфа) держит Палладу за одежду, видимо, пытаясь ее остановить. За станком сидит ткачиха, продолжает работать. Еще секунда — заносчивая Арахна превратится в паучиху…
Небольшое дополнение. Есть такая болезнь — арахнофобия, боязнь пауков. И названа она почти по имени героини древнегреческого мифа, изложенного Овидием в шестой книге «Метаморфоз».
* - кажется, это единственное упоминание о том, что у Афины Паллады есть грудь, как у женщины;
** - белокурая дева — Афина Паллада.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...