• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Богиня Церера. Всё ли ей под силу?

Трудно передать словами страдания матери, у которой пропал ребенок. Она готова обойти всю землю, чтобы вернуть свое дитя. Историю таких поисков рассказал Овидий в «Метаморфозах» (пятая книга): у богини украли дочь.

Джованни Лоренцо Бернини, «Похищение Прозерпины», (фрагмент) Фото: ru.wikipedia.org

Для начала — чуть-чуть о божественных семейных делах. Юпитер — верховное божество, и Церера — богиня плодородия (между прочим — брат и сестра) родили совместными усилиями дочь и назвали ее Прозерпиной.

Дочка росла среди нимф, повзрослела, пошла по весне прогуляться по лугу с подругами и нарвать цветов. И тут, ни с того ни с сего, на нее налетает Плутон (он — владелец подземного царства и брат ее папы Юпитера, то есть — дядя), сгребает ее в охапку, садит в свою колесницу и везет в свои владения.

История умалчивает, сколько времени он замышлял такую пакость, была ли это любовь или месть за то, что Юпитер наслаждался всем в солнечном мире, а Плутон царствовал над мертвыми душами и сидел безвылазно под землей. Может быть, Плутону надоели бескровные подземные обитательницы, и он решил оживить свою жизнь. Никто теперь этого сказать не может.

Итак, у богини плодородия Цереры владетель подземного царства Плутон украл дочь. И мать не видела, как это произошло. Ее божественных сил не хватает, чтобы найти пропажу. Она отправляется на поиски.

Николо дель Аббате, «Похищение Прозерпины», XVI век
Николо дель Аббате, «Похищение Прозерпины», XVI в.
Фото: ru.wikipedia.org

Путешествует без отдыха, богиня утренней зари Аврора не видела ее отдыхающей:

Отдых вкушавшей ее не видала Аврора.

Церера день и ночь в движении, ночью ей путь освещают факелы:

В обеих руках запалила
Ветви горючей сосны, на Этне возросший, богиня
И леденящею тьмой проносила.

Богиня устала, ей хочется пить. Она заходит в какую-то хижину, старая женщина, ни слова не говоря, вынесла ей

Сладкого чашу питья из поджаренных зерен ячменных.

Откуда ни возьмись, появляется

злоречивый и дерзкий мальчишка
Перед богинею стал и, смеясь, обозвал ее «жадной».

(Почему он назвал богиню жадной? Может быть, в той местности было принято платить за гостеприимство, а у богини не было денег — богине они зачем?) Наказание последовало немедленно: Церера выплеснула на него остатки питья. Мальчик превратился в ящерку (стеллион).

Пятна впитались в лицо; где были у дерзкого руки, —
Выросли ноги, и хвост к измененным прибавился членам.
И в невеликий размер, — чтобы силы вредить не имел он, —
Сжался: в ящерку он превращен был…

Стеллион
Стеллион
Фото: Клара Матусевич, ru.wikipedia.org

Церера продолжает поиски. Когда она убедилась в том, что Прозерпина похищена, она разгневалась: никто не смог защитить дитя. Ее гнев обрушился и на поселян, и на работников, и на животных:

Вне себя, богиня пахавшие землю
Переломала плуги, предала одинаковой смерти
И поселян, и волов, работников поля…

И это еще не все: нивы перестали плодоносить, посевы гибнут.

Отчаяние матери безмерно. И тут к ней обращается Аретуза, речная нимфа:

Мать урожаев земных, отреши непомерные муки
И в раздраженье своем не гневись на верную землю!

Другими словами: богиня, перестань сердиться на невиновных, земля — твой союзник навеки! Аретуза рассказывает Церере, что она видела ее дочь, что она стала царицей подземного царства, хотя это ее не радует:

Я Прозерпину твою лицезрела своими глазами.
Так же печальна она, с таким же испуганным ликом.

Это известие поразило Цереру, как громом. Она решила обратиться к Юпитеру, отцу Прозерпины: верни дочь!

Юпитер пытается ее уговорить: мол, это — любовь, да и зять — мой брат! Но Церера настаивает, и Юпитер выдает решение:

Но если
Так их жаждешь развесть, да вернется в эфир Прозерпина,
Но при условье одном, чтоб там никогда не вкушала
Пищи…

Что делать несчастной матери: согласиться, попробовать вывести дочь из-под земли? И она решается, она ведет дочь к выходу из подземного царства. Но девочку соблазнил вид граната, она

сорвала одно из гранатовых яблок
И из подсохшей коры семь вынула зерен и в губы
Выжала…

Данте Габриэль Россетти, «Прозерпина»
Данте Габриэль Россетти, «Прозерпина»
Фото: ru.wikipedia.org

Этому был свидетель, который донес Юпитеру. Что сделал Громовержец? Он решил, что Персефона полгода будет в мире мертвых, полгода в мире живых:

И между братом своим и печальной сестрою посредник, —
Круг головой разделил на две половины Юпитер.
Ныне — равно двух царств божество — проводит богиня
Месяцев столько ж в году при матери, сколько при муже.

Кстати, именно из первой строчки этого отрывка выясняется степень родства Юпитера и Цереры: они — брат и сестра.

Ян Блашке, «Церера в поисках Прозерпины», 1786 г.
Ян Блашке, «Церера в поисках Прозерпины», 1786 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Австрийский художник Ян Блашке (1770−1833 гг.) изобразил бредущую в темноте с факелом Цереру. Символ ее божественной силы — плодородия — сноп пшеницы в левой руке и серп.

Как пишут знатоки мифологии, эта история является как бы отражением жизни растений: семена падают в землю, там находятся какое-то время, а затем прорастают и дают плоды. И над всем этим властвует богиня плодородия Церера, теряющая свою дочь Персефону и находящая ее вновь.

Статья опубликована в выпуске 3.09.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Мальчик мог назвать несчастную Цереру жадной, увидев, как она быстро уплетает угощение. Тем самым он продемонстрировал нравы, царившие в поселке, - милосердие к нуждающимся тут было всего лишь способом потешить свое самолюбие, продемонстрировать свое совершенство на фоне невоспитанных и убогих во всех смыслах гостей. Богиня выплеснула остатки напитка в лицо гордецу, во первых, чтобы доказать, что ее мучила жажда, а не стремление слопать побольше чужого лакомства.
    Очень морализаторская история, учитывая то, как снисходительно и насмешливо благодетели во все века относятся к тем, кому оказывают помощь.

    Оценка статьи: 5