Гром в сентябре — предвестник теплой осенней поры.
Большое количество тенетника на бабье лето сулит ясные осенние дни и студеную зиму.
Наши пращуры знали, что если паутина стелется по растениям в сентябре, значит, погода будет теплой.
Народная мудрость говорит, что большое количество желудей в этом месяце предвещает лютую зиму и много снега накануне Рождества.
1 сентября, на Андрея Стратилата-телятника, в степной местности наблюдали течение ветра. Если ветер задувал с юга, то можно было смело ждать хорошего урожая овса. Предки говаривали: «Стратилатов день приспел — овес поспел».
3 числа, на Фаддея, если день выпадал ясным, то ждали, что еще в течение четырех недель будет хорошая погода.
4 сентября, на Агафона-огуменника, полагали, что в ночь леший выходит из леса, чтобы бегать по селам и деревням, дурить людей, раскидывать снопы по гумнам. Поэтому в старину мужики выходили стеречь гумна, облачившись в тулуп наизнанку и вооружившись кочергой.
На Луппу-брусничника (5 сентября) говаривали, что мороз овсы лупит. С этого дня начинались утренники, вредящие овсу и льну. Именно поэтому крестьяне спешили убрать их с поля. Если в этот день журавли потянулись на юг, то зиму можно ждать раннюю.
7 числа наши предки чтили Тита и Варфоломея. В народе ходила поговорка: «Пришел Варфоломей — жито на золу сей. А святой Тит последний гриб растит».
8 сентября, на Наталью-овсяницу, холодное утро вещевало раннюю и холодную зиму. В этот день принято было варить овсяный кисель и печь блины.
10 числа чтили Анну и Саву скирдников. К этому времени селяне спешили убрать хлеб в скирды.
Ивана-постного (Иоанна Крестителя, Предтечу) — 11 сентября — считали крестным отцом осени. С этого дня мужики не выходили без кафтанов. Нельзя в этот день есть ничего круглого и варить щи. На Предтечу не рубили капусту, не срезали мак, не копали картошку, не рвали яблок, не брали в руки нож, топор и заступ. Если в этот день наблюдали отлет журавлей к югу, то это значило, что следует ждать раннюю зиму.
13 числа чтили Куприяна. На Куприяна начинали дергать корнеплоды. Исключением являлась репа.
Симеон Столпник припадал на 14 сентября. Если стояла теплая погода в этот день, то можно было смело рассчитывать на то, что вся зима будет теплой. Если ветер дул с южного края — это сулило теплую и сырую зиму. Сухой день предвещал сухую осень. Если погода стоит ясная, то вся осень выдастся дождливой. Если в этот день отлетали гуси, то предки знали, что следует ждать раннюю зиму. На Семенов день ужи выползают на берег и расползаются по лугам на три версты.
Период с этого дня по 21 число называли бабьим летом. На Семена принято было хоронить мух и тараканов, чтобы от них избавиться.
15 сентября, на Федота и Руфина, не выгоняли со двора скотину, чтобы не нагнать на себя беду.
16 числа чтили Василису и Домну. На Домну бабы собирали в доме всякую рухлядь. Это было необходимо, чтобы приобрести благополучие на всю осень.
17 сентября наши пращуры отмечали день Богородицы Неопалимой Купины. Этот день также называли Луков день. Неопалимая Купина считается хранительницей от пожаров и молний. Крестьяне молились ей о защите своего дома и скота от огня. В этот день начинали копать лук.
19 начинались Михайловские утренники. День укоротился на 5 часов. Наши предки не работали на Михайлу, чтобы Бог не наказал.
21 сентября отмечали Рождество Богородицы. Этот день также величали Осенинами. Как и в день весеннего равноденствия, в этот период обновляли в избах огонь. Старый гасили, а новый разжигали. После этого дня начинали уборку луковых культур.
23, на Петра и Павла рябинников, срывали ягоды рябины и кистями развешивали их под крышей.
24 сентября чтили Федору-овдеру, замочи хвост. В Федору лето кончается, а осень начинается. Говаривали, преподобная Федора — всякому делу Аминь.
25 числа, на Артамона, змеи уходят в лес, чтобы спрятаться.
На Корнилия, 26 сентября, корень в земле не растет, а зябнет. Предки начинали убирать корневые овощи — картошку, брюкву, морковь, хрен и прочее.
27 сентября праздновали Воздвижение Креста Господня. Говаривали, что Воздвижение кафтан с шубой сдвинулся. Воздвижение осень зиме навстречу движит. Змеи в этот день сбиваются в клубок под пнями и впадают в спячку.
28-го, на Никиту-гусепролета, гуси отлетают в теплые края. Празднуют гусятников — охотников на диких гусей. В этот день принято было в старину задабривать водяного. Для этого в воду бросали гуся без головы. Гусиную же голову относили домой для счета домового.
30 сентября отмечали праздник Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Этот день чтили как всесветные бабьи именины.
Осеннее время — период, который можно сравнить со своеобразным подведением итогов. Наши пращуры в эти дни старались подметить все природные изменения. В сентябре — время грибов, празднуются великие праздники: Рождество Девы Марии, Воздвижение, день Веры-Надежды-Любви и матери их Софии.
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...