Они действительно были трех видов, форм, и могли соотноситься с одним из трех архитектурных ордеров. На самом деле, ордер (ordo, порядок) — явление куда более широкое, касающееся не только колонн.
Вот, например, в одной из расшифровок значения этого термина:
архитектурный ордер определяет структуру взаимосвязей между вертикальными и горизонтальными элементами стоечно-балочной системы.
Проще говоря, ордер охватывает соотношение стоек и балок. Но это, по сути, все, из чего состоит древнегреческий храм! Значит, ордер определяет всю структуру храма!
Впрочем, сейчас речь не о соотношении стоек и балок, а об архитектурном декоре древнегреческих храмов, также определяемом ордером. Хотя декора ли? В знакомых нам каменных храмах, самыми ранними из которых были дорические (6−8 века до н.э.), это действительно декор.
Вертикальные элементы, стойки греческого храма — это, прежде всего, колонны. Они же первыми и попадаются на глаза. И именно по колоннам мы еще в школе учимся различать ордера. Как ни крути, все строится вокруг колонн! С них и начнем.
Древнейший ордер, дорический, сформировался в 8−6 веках до н.э. При этом свою внешность он, в общих чертах, получил сразу в готовом виде. Откуда? По наследству. Каменное строительство сложно и дорого, а античные греки не всегда имели достаточные средства и знания, позволяющие строить из камня.
Впрочем, давайте ближе к делу, то есть — к дорическому ордеру.
Центральная, самая яркая часть ордерной системы — безусловно, колонны. Дорические колонны массивные, сильно сужающиеся кверху. В отличие от более «утонченных» ионической и коринфской, у них нет основания, базы. Колонна стоит нижней частью непосредственно на полу (стилобате, верхней части цоколя храма). Широкое основание придает колонне большую визуальную устойчивость.
Обязательный элемент ордера — продольные желобки (канелюры) по всей длине колонны. Причем не какие попало, а вполне стандартные. Например, у дорических колонн их 16−20, с обязательным интервалом между желобками. В отличие от ионической колонны, где до 24 каннелюр расположены вплотную.
Но это просто замечание по ходу. Сейчас важно другое. Считается, что канелюры визуально «облегчают» колонны. Так и есть, но только ли это элемент дизайна?
Да… в известных нам каменных храмах. Вот только дорический ордер воспроизводит в мраморе то, что раньше строили из дерева. И скорее всего, каннелюры некогда были бороздами, остававшимися после обработки бревна, очистки его от коры.
Любую колонну венчает капитель. Дорическая капитель проста: квадратная площадка (абак), лежащая на плоском диске-расширении (эхин). Все это, естественно, каменное. Теперь, а некогда было деревянным.
Здесь и найдется объяснение, почему выбраны именно такие «декоративные» элементы: первоначально, в деревянном строительстве, они были не декоративными, а конструктивными. Вначале расширение колонны, на нем квадратная площадка, на которую непосредственно ляжет балка.
Есть другая версия происхождения эхина. Что круглая подушка-расширение наверху колонны и есть… подушка. Точнее, мешок с песком, на который укладывали балку-бревно. И, прокалывая мешок с разных сторон, часть песка высыпали, выравнивая балку.
Дорическая колонна установлена непосредственно на стилобат. А вот у ионической и коринфской есть база — основание. Если приписывать колонне антропоморфность, база имитирует ноги/нижнюю часть тела, а капитель — голову. Эта трехчастность явно видна, например, и в статуях греческой архаики.
С инженерной же точки зрения, база — каменная подставка под деревянной колонной, распределяющая нагрузку на большую площадь.
А вот кольцевые «пояса» на колоннах появились лишь в каменном строительстве. На деревянных колоннах их не было за ненадобностью. Это — стыки частей колонны. Во времена деревянного строительства их делали из одного бревна. Высокую же каменную колонну не всегда удавалось вырезать из цельного куска мрамора или песчаника. И колонны собирали, нанизывая сегменты на деревянную или металлическую основу. Снова все функционально!
Часть храма над колоннами — антаблемент. Как и колонны (да и весь храм), он разделен на три условные, но вполне очевидные части: архитрав, фриз, карниз.
На колонны (точнее, на венчающие капители абаки) укладывались «главные балки», образующие нижний пояс антаблемента — архитрав.
В дорическом ордере архитрав гладкий, в ионическом и коринфском состоит из трех уступов. Это также считается наследием деревянного строительства. Дорический архитрав делался из одной балки, ионический — набирался из трех узких. На балки периметра-архитрава опираются концы поперечных балок, перекинутых через пространство храма.
Смотрим на антаблемент дорического храма. Над балкой архитрава идет фриз, состоящий из чередующихся сегментов двух видов.
Те, которые с тремя поперечными полосами — и есть бывшие торцы балок перекрытия. А те, что украшены рельефами — некогда были расписанными деревянными щитами, закрывавшими просветы между ними для защиты внутренности храма от непогоды. Даже рельефы — «наследники» декорировавших щиты росписей.
Это дорический фриз, структура которого и переносится в каменное строительство. В ионическом ордере фриз — украшенная рельефами сплошная «лента». Считается, что он появился лишь в каменных (но не в деревянных) храмах.
Выше выступает карниз, защищающий фриз от осадков… Понятно, что деревянные конструкции гораздо уязвимее для воды, чем каменные.
Все это накрыто крышей, в дорическом ордере — двускатной. И это логично, на скатной крыше не задерживаются все те же осадки. По краю кровли мог идти водосточный желоб или ряд антефиксов — пластин, препятствующих стоку воды на край крыши. Позже они приобрели декоративные формы, сохранив и практическое значение.
Так что устройство дорического храма — самое «честное» с конструктивной точки зрения. Она работает ровно так, как выглядит… Точнее, работало, когда было деревянным. Увы, в каменных дорических храмах и эхин перестал быть мешком, и от поперечных балок остались лишь изображенные на фризе триглифы; и уступчатый ионический архитрав лишь имитирует наборную конструкцию.
Но некогда все это работало именно так, как сейчас выглядит. И это ведь прекрасно! Благодаря такой традиции стало возможным понять, как выглядели не дошедшие до нашего времени деревянные греческие храмы. И что не всё и не всегда является тем, чем выглядит?
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...