• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Почему по студии Диснея бегали олени?

История мультфильма «Бэмби»

Как бы ни была популярна среди читателей книга «Бэмби», настоящую массовую известность сказочному оленёнку принёс полнометражный мультфильм Уолта Диснея. Но в планы великого мультипликатора сказка Ф. Зальтена попала далеко не сразу.

Кадр из м/ф «Бэмби», 1942 г. Фото: kinopoisk.ru

Поначалу её собирался экранизировать продюсер студии MGM — Сидней Франклин, причём в формате художественного фильма. В 1933 году он приобрёл за какую-то тысячу долларов права на экранизацию, но вскоре понял, что снять «Бэмби» с настоящими животными слишком сложно.

Логично решив, что полноценно воплотить сказку на экране способна лишь мультипликация, Франклин перепродал права студии Disney. Идея воплотить на экране реальную дикую природу и реальных животных средствами анимации показалась Диснею заманчивой и новаторской. В 1936 году он назначил режиссёром будущего мультфильма Дэвида Хенда, и работа закипела.

Впрочем, кипела она недолго. Сложности возникли уже на стадии разработки концепции — мультипликаторы долго не могли определиться, как достичь этой самой реалистичности. Запланированную к Рождеству 1938 года премьеру пришлось отложить. Вместо «Бэмби» Дисней выпустил «Пиноккио», затем — «Фантазию», после чего взялся за «Алису в Стране чудес». И только когда в 1939 году работа над «Алисой» тоже застопорилась, Дисней решил реанимировать «Бэмби»…

Кадр из м/ф «Бэмби», 1942 г.
Кадр из м/ф «Бэмби», 1942 г.
Фото: kinopoisk.ru

За дело взялись всерьёз. Хотя мультипликаторы студии не раз изображали на экране природу и животных, Дисней счёл старый подход недопустимым. Он сразу отказался превращать мир «Бэмби» в сказочную фантазию, а тела оленей в «мешки с мукой», каковыми они выглядели в той же «Белоснежке».

Чтобы достигнуть большей реалистичности, на студию пригласили Рико ЛеБруна — художника-анималиста, который читал аниматорам лекции по анатомическому строению животных. Для большей наглядности помещения студии превратили в настоящий зоопарк. По коридорам бегали оленята, а вдоль стен стояли клетки с теми зверушками и птицами, которые должны были стать героями мультика.

Художники и натурщики
Художники и натурщики
Фото: Кадр из д/ф «Создание Бэмби», дополнительные материалы к DVD

Только после того, как художники добились нужной степени реалистичности, они взялись животных… очеловечивать. Всё-таки «Бэмби» — это сказка, где все персонажи обладают своими характерами. А если зрители (в первую очередь, дети) не будут видеть проявления знакомых эмоций, то не смогут персонажам полноценно сопереживать.

Очеловечивали в основном мордочки животных. Например, изображая эмоции оленят, художники брали за основу выражения лиц маленьких детей.

Донни Дунаган в 2014 г.
Донни Дунаган в 2014 г.
Фото: Сара Фенвик, ru.wikipedia.org

Моделью для Бэмби выбрали Донни Дунагана — мальчика с выразительными большими глазами. Однажды для сцены, где Фаллина лизнула Бэмби в щёку, его просили изобразить брезгливость.

Донни Дунаган:
Художники попросили: «Представь, что с тобой случилось что-то неприятное». Но что я мог представить? Я прожил не так долго, и мне было трудно припомнить что-то плохое. Тогда один из них спросил: «Может твоя мать давала тебе что-нибудь неприятное в последнее время?» А я как раз недавно болел, и мама давала мне дозу касторового масла — крайне противного на вкус. «Тогда представь, что ты выпил касторового масла», — сказал художник, и я тут же скривился. «Вот это нам и надо!» — засмеялись художники, а сцену прозвали «Поцелуй с касторовым маслом».

Кадр из м/ф «Бэмби», 1942 г.
Кадр из м/ф «Бэмби», 1942 г.
Фото: kinopoisk.ru

Чтобы оленята больше походили на человеческих детей, им увеличили головы, наградили непропорционально огромными глазами с густыми ресницами, да ещё и нарисовали вокруг глаз светлые пятна — для большего «умилительного» эффекта. Впоследствии фирма L’Oreal даже выпустит тушь под названием «Bambi eye» («Взгляд Бэмби»), создающую «эффект накладных ресниц»…

Столь же обстоятельным был подход мультипликаторов к изображению леса. Дисней даже нанял известного фотографа дикой природы Мориса Джека и отправил в штат Мэн, чтобы тот снимал лес во всех его проявлениях — в разное время суток, в разное время года и в разных погодных условиях. Как мы знаем, усилия не пропали даром — вспомним хотя бы превосходно воссозданную в мультфильме сцену дождя с грозой.

Кадр из м/ф «Бэмби», 1942 г.
Кадр из м/ф «Бэмби», 1942 г.
Фото: kinopoisk.ru

Однако излишняя щепетильность имела свои негативные стороны. Поначалу художники изображали лес очень детально. Но оказалось, что на фоне, где прорисован каждый листик и травинка, персонажи мультфильма полностью теряются.

Когда художники окончательно зашли в тупик, к Диснею неожиданно пришёл Тайрус Вонг. Этот потомок китайских эмигрантов занимался на студии рядовой и скучной работой — рисовал на целлулоидных плёнках множество набросков, где персонажи постепенно меняли позы. Именно Вонг предложил сделать природный фон «Бэмби» более обобщённым — в духе импрессионизма. Чем отдалённее был план, тем менее он становился детальным. Персонажи на таком фоне не терялись, да и рисовать его было легче.

Кадр из м/ф «Бэмби», 1942 г.
Кадр из м/ф «Бэмби», 1942 г.
Фото: kinopoisk.ru

Кроме того, Вонг предложил усиливать определённую эмоцию за счёт цветовой гаммы. Как, например, в сцене брачного поединка с её тёмными силуэтами, бликами и «кислотными» тонами.

Кадр из м/ф «Бэмби», 1942 г.
Кадр из м/ф «Бэмби», 1942 г.
Фото: kinopoisk.ru

В результате, как по мне, «Бэмби» получился самым красивым из всех мультфильмов, снятых при непосредственном участии Уолта Диснея. Лес здесь выглядит необычайно правдоподобным — в нём есть глубина, объёмность, пронизывающие лучи света и сгущающаяся тьма.

Кадр из м/ф «Бэмби», 1942 г.
Кадр из м/ф «Бэмби», 1942 г.
Фото: kinopoisk.ru

Подобный эффект был достигнут не только благодаря таланту художников, но и с помощью технических ухищрений. Например, поразительной перспективы Дисней достигал безо всякого 3D — с помощью специальной «многослойной» камеры. На нескольких стеклянных пластинах рисовались разные природные планы — от переднего до заднего. Пластины размещались перед камерой — одна за другой, и были способны сдвигаться и раздвигаться.

Что касается эффекта размытого воздуха в сцене пожара, то он достигался за счёт съёмки через волнистое стекло…

Кадр из м/ф «Бэмби», 1942 г.
Кадр из м/ф «Бэмби», 1942 г.
Фото: kinopoisk.ru

На этом техническую историю мультфильма я заканчиваю, а в следующей статье расскажу о тех изменениях, которые Дисней внёс в сюжет сказки.

Статья опубликована в выпуске 17.01.2021
Обновлено 16.09.2022

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: