Совершенно неожиданный поворот случился в жизни Мелеагра, героя Калидонской охоты (Овидий, «Метаморфозы», книга восьмая).
Сын победил, и несла благодарные жертвы Алтея
В храмы…
Алтея — мать Мелеагра.
вдруг увидала: несут двух братьев убитых,
В грудь ударяет она и печальными воплями город
Полнит, сменив золотое свое на скорбное платье…
Два брата убитых — племянники Алтеи, двоюродные братья Мелеагра, которых он убил в споре за трофей Аталанты.
Но лишь узнала она, кто убийца, вмиг прекратился
Плач, и слезы ее перешли в вожделение мести.
Мать решает предать сына смерти. Парки, богини судьбы, предсказали смерть новорожденного в момент, когда догорит полено в очаге:
Было полено: его — когда после родов лежала
Фестия дочь — положили в огонь триединые сестры.
Нить роковую суча и перстом прижимая, младенцу
Молвили: «Срок одинаковый мы и тебе и полену,
Новорожденный, даем…»
Фестия дочь — Алтея, мать Мелеагра.
Вышли богини; а мать головню полыхавшую тотчас
Вынула вон из огня и струею воды окатила.
Это полено лежало долгие годы в потаенном месте, и сейчас Алтея хочет его сжечь: лишить жизни сына — виновника смерти ее брата и двух его сыновей. Она никак не может решиться:
Вот извлекла его мать и велела лучинок и щепок
В кучу сложить; потом подносит враждебное пламя.
В пламя древесный пенек пыталась четырежды бросить,
Бросить же все не могла: в ней мать с сестрою боролись, —
В разные стороны, врозь, влекут два имени сердце.
Щеки бледнели не раз, ужасаясь такому злодейству,
Очи краснели не раз, распаленным окрашены гневом,
И выражало лицо то будто угрозу, в которой
Страшное чудилось, то возбуждало как будто бы жалость.
Долгие колебания, сильнейшие муки, борьба внутри — мать борется с сестрой, желание сохранить сына и жажда мести за потерю. Она решилась:
дрожащей рукой, отвернувшись,
В самое пламя она головню роковую метнула.
И застонало — иль ей показалось, что вдруг застонало, —
Дерево и, запылав, в огне против воли сгорело.
Мелеагр в это время был далеко, он почувствовал, что сгорает, он не понимает, что с ним:
он со стоном отца-старика призывает и братьев, Кличет любимых сестер и последней — подругу по ложу. Может быть, также и мать! Возрастают и пламя и муки — И затихают опять, наконец одновременно гаснут. Мало-помалу душа превратилась в воздух легчайший…
Рубенс изобразил момент вручения Аталанте главного трофея калидонской охоты — головы вепря. Амурчик свидетельствует о любовной связи персонажей.
Как же у них всё жестоко и запутано.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лариса Завьялова, да уж! Но - эти мифы были источником вдохновения для поколений творческих личностей: писатели, поэты, художники, скульпторы, композиторы.
0 Ответить
Борис, конечно, вон сколько нарисовали-наваяли шедевров!
Оценка статьи: 5
0 Ответить