• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Мелеагр. Чем обернулась его победа в охоте на вепря?

Судьба. Может ли смертный безошибочно определить отдаленные последствия своих поступков? В абсолютном большинстве случаев — нет. Как сказал классик: «Судьба играет человеком, а человек играет на трубе». А если еще в процесс вмешиваются божественные силы…

Ян Вильгельм Баур, «Алтея, мать Мелеагра, бросающая на костер полено, в котором сгорит его жизнь», 1659 г. Фото: ru.wikipedia.org

Совершенно неожиданный поворот случился в жизни Мелеагра, героя Калидонской охоты (Овидий, «Метаморфозы», книга восьмая).

Сын победил, и несла благодарные жертвы Алтея
В храмы…

Алтея — мать Мелеагра.

вдруг увидала: несут двух братьев убитых,
В грудь ударяет она и печальными воплями город
Полнит, сменив золотое свое на скорбное платье…

Два брата убитых — племянники Алтеи, двоюродные братья Мелеагра, которых он убил в споре за трофей Аталанты.

Но лишь узнала она, кто убийца, вмиг прекратился
Плач, и слезы ее перешли в вожделение мести.

Мать решает предать сына смерти. Парки, богини судьбы, предсказали смерть новорожденного в момент, когда догорит полено в очаге:

Было полено: его — когда после родов лежала
Фестия дочь — положили в огонь триединые сестры.
Нить роковую суча и перстом прижимая, младенцу
Молвили: «Срок одинаковый мы и тебе и полену,
Новорожденный, даем…»

Якоб Йорданс,
Якоб Йорданс, «Мелеагр и Аталанта», 1620—1650 гг. Прадо, Мадрид
Фото: ru.wikipedia.org

Фестия дочь — Алтея, мать Мелеагра.

Вышли богини; а мать головню полыхавшую тотчас
Вынула вон из огня и струею воды окатила.

Это полено лежало долгие годы в потаенном месте, и сейчас Алтея хочет его сжечь: лишить жизни сына — виновника смерти ее брата и двух его сыновей. Она никак не может решиться:

Вот извлекла его мать и велела лучинок и щепок
В кучу сложить; потом подносит враждебное пламя.
В пламя древесный пенек пыталась четырежды бросить,
Бросить же все не могла: в ней мать с сестрою боролись, —
В разные стороны, врозь, влекут два имени сердце.
Щеки бледнели не раз, ужасаясь такому злодейству,
Очи краснели не раз, распаленным окрашены гневом,
И выражало лицо то будто угрозу, в которой
Страшное чудилось, то возбуждало как будто бы жалость.

Долгие колебания, сильнейшие муки, борьба внутри — мать борется с сестрой, желание сохранить сына и жажда мести за потерю. Она решилась:

дрожащей рукой, отвернувшись,
В самое пламя она головню роковую метнула.
И застонало — иль ей показалось, что вдруг застонало, —
Дерево и, запылав, в огне против воли сгорело.

Питер Пауль Рубенс, Мелеагр и Аталанта, 1635, 200×151 см, Старая пинакотека, Мюнхен, Германия
Питер Пауль Рубенс, Мелеагр и Аталанта, 1635, 200×151 см, Старая пинакотека, Мюнхен, Германия
Фото: ru.wikipedia.org

Мелеагр в это время был далеко, он почувствовал, что сгорает, он не понимает, что с ним:

он со стоном отца-старика призывает и братьев, Кличет любимых сестер и последней — подругу по ложу. Может быть, также и мать! Возрастают и пламя и муки — И затихают опять, наконец одновременно гаснут. Мало-помалу душа превратилась в воздух легчайший…

Рубенс изобразил момент вручения Аталанте главного трофея калидонской охоты — головы вепря. Амурчик свидетельствует о любовной связи персонажей.

Статья опубликована в выпуске 9.05.2021

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: