Подсвечник, свеча с тлеющим фитилем, пара грецких орехов, один орех расколот и кусочки ядра лежат рядом. Возле орехов лежит крупная мышь. Расположено это на столешнице из камня, виден скол на ребре.
Какие мысли рождаются в голове зрителя? Если он знаком с творчеством художника, который щедро рассыпал в своих полотнах разноцветье красок, разнообразие посуды, цветов, фруктов, его — никакого сомнения в этом нет — удивит как бы нарочитая скромность небольшой картинки: она монохромна, одно яркое пятно на сколе ядра ореха, тусклый отблеск догорающего пламени свечи на тарелке подсвечника — и всё!
Казалось бы, какая надобность была у великолепного мастера живописи писать такой незатейливый сюжет (да, собственно, и сюжета нет). Вот его же картина совершенно другого стиля: охотничий натюрморт.
С какой точностью и тонкостью выписаны узоры на замке ружья, оперение птицы!
Есть группа знатоков живописи, для которой знаковой фигурой является мышь! И они — эти знатоки — приводят читателя к глубинным истокам появления мыши на картине.
Мышей в голландских натюрмортах можно было видеть неоднократно — в картинах Флегеля, Яна Брейгеля Старшего, Саверея, Фосмаера. И был еще один предшественник этой картины — иллюстрированная рукопись знаменитого антверпенского художника Йориса Хёфнагеля, превосходного рисовальщика, рукой которого были зарисованы множество цветов, трав, насекомых и мелких животных. Эти рисунки сопровождались латинскими девизами и афоризмами. А девизы и афоризмы художник черпал из «Пословиц» Эразма Роттердамского с кружевами древней мудрости, которые многократно переиздавались (в начальном издании было 818 пословиц, в последнем прижизненном издании — 4151 пословица).
На одной из тарелок в «Зарисовках» в центре страницы сидит мышь, окруженная насекомыми, огрызками фруктов и лепестками цветов, здесь же мидия, улитка и огарок свечи. Надпись «Mus non uni fidit antro» («Мышь не полагается на один выход») заимствована у Эразма и означает, что у человека должно быть несколько друзей или более одного интереса — например, философия или богатство, чтобы в конце дня (или в конце жизни) всегда был запасной выход.
Очень может быть, что художник предчувствовал падение экономики страны в связи с непрекращающимися на протяжении десятилетий войнами. И этим объясняется смысл картины — «Mus non uni fidit antro» — «Мышь не полагается на один выход».
Меня заинтересовал «Фрагмент Ружья». В те времена многие художники становились художниками пройдя «стажировку» у ювелиров и многие оставались ювелирами уже становясь профессиональными художниками. Поэтому они так тщательно выписывали ювелирные украшения, что по их картинам можно было делать (и делают до сих пор) копии этих украшений. Не знаю, был ли художник ювелиром, но почти наверняка гравером. Невероятно, что человек, не работающий со штихелем, мог так точно и с такими нюансами выписать гравировку. Да и в мушкетах художник знал толк. Я вымерил замок мушкета – до миллиметра всё совпадает – кремень бьёт точно по полке с порохом, и кремень правильно крепится между куском кожи . У нас есть энтузиасты, охотящиеся с такими же кремневыми мушкетами https://www.youtube.com/watch?v=5ZFDomVXS0w
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Радченко, спасибо! Это интересно!
0 Ответить
Я рад за вас!.. Ваше глубокомысленное понимание произведения "Золотого века голландской живописи" высказанное вслух посредством русской письменности, делает почти всех почти счастливыми людьми (как-никак прикосновение к прекрасному). Неважно, что что художник промахнулся с общим светом в картине (см. блики на орехах и блики на шерстке мыши-крысы) И не думаю, что мышь лежит (читать текст статьи) - мышь удобно расположилась подставив на всеобщее обозрение плешивый бок с намасленной шерсткой для некой красоты восприятия и чувственному повествованию о глубинном смысле появлении всего мышеобразного в картинах разных художников всех времен и народов.
Особенно полезно ваше исследование юным художникам, что только-только начали постигать тайны живописи: ведь главное - накидать побольше "тварей и гадов" в картину и незачем искать цвет и мыслить цветовыми отношениями. Особый шик - указать, что мыши заразные (геморрагическая лихорадка) в названии картины и толпы голландских исследователей вместе с автором статьи даже бесплатно будут наперебой предлагать свои версии сюжета картины.
Пишите еще - хоть повеселиться можно )))
0 Ответить
Перваков Филипп, вы, безусловно, самый большой знаток живописи. А если вы еще и преподаете где-нибудь, то ваша точка зрения на западную культуру будет с благодарностью воспринята такими же знатоками. Надо полагать, что вы воспринимаете знание иностранного языка и стремление понять нерусский подход к художественной жизни как измену Родине. Продолжайте в том же духе. И радуйте меня своими опусами. Может быть, я извлеку из них что-то полезное.
3 Ответить
Перваков Филипп, а ведь по существу - вы правы! Им больше нечем заняться! И они занимаются тем, что называется "Золотым веком голландской живопписи". Мало того, они работают на Netherlands Institute for Art History (Нидерландский институт истории искусства). Не знаю, получают ли они в этом институте зарплату. Известно, что в течение почти 200 лет в Нидерландах были написаны от 10 до 20 МИЛЛИОНОВ живописных полотен. И эти полотна скрупулезно исследуются со всех точек зрения. Результаты регулярно публикуются в научных журналах. Так что автору этой статьи - то есть Б.Рохленко было в удовольствие рассказать о таком анализе картины. И делать мне больше нечего, как писать такого рода статьи. Но я так думаю, что глубокомысленные рассуждения советского знатока живописи определяются его непониманием голландского подхода к анализу художественного произведения, что в свою очередь обусловлено невозможностью познакомиться с первоисточниками на иностранных языках.
1 Ответить
Есть группа знатоков живописи, для которой знаковой фигурой является мышь! И они — эти знатоки — приводят читателя к глубинным истокам появления мыши на картине. (Автор: Борис Рохленко Источник:https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/105459/ © Shkolazhizni.ru)
Знатоки живописи исследуют саму живопись: теплохолодность, воздушную перспективу, колористику произведения, манеру письма и т.д. А сюжетом занимаются искусствоведы, если им больше нечем заняться. Как и автору этой статьи.
0 Ответить
Возможно, я вижу символ там, где его нет, но ядро грецкого ореха напоминает мозг человека. В эпоху Ренессанса художники помимо прочего интересовались анатомией и заимствовали у медиков и ученых передовые идеи. Так очертания мозга можно заметить на знаменитой фреске Микеланджело. Может, тут тоже не только рассудительная мышь присутствует, а еще и мозг (разум)?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карл-Август Аванти, всё может быть. В разное время разные искусствоведы оценивали элементы картин по-разному. Естествено, самым лучшим описанием могло быть описание, сделанное самим художником. Это случается неверрятно редко. А зрителям картины доставляют удовольствие даже тем, что им приходится "домысливать" за художника.
1 Ответить
Мне оочень понравилось! Вот люблю я, Борис когда Вы картины описываете! А то что-то "Метаморфозы" мне тяжеловато даются.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Лариса Завьялова, я вам очень благодарен за т о терпение, с которым вы читаете мои писульки. Что делать, Овидий требует умственного напряжения: совершенно непривычный стиль, нужно приспособиться даже к тому, как он ставит ударные и безудурные слоги. Но если вы продираетесь (буквально) через его строки, вы понимаете, насколько красивы его обороты речи! Что касается сочинений по картинам: это приятно не только читать, это приятно писать! Открыть для зрителя то, что он не увидит во время беглого просмотра полотна, немножжко заглянуть в его историю, а потом получить удовольствие от написанного! Вам - персонально - огромное спасибо за Ваше внимание к моему писательству! Это Вы меня вдохновили на эти опусы! Кажддый раз я жду Ваших комментариев! Читайте и наслаждайтесь! Всегда с Вами! Б. Рохленко.
1 Ответить
Борис, спасибо Вам за ваши статьи! Для меня просто наслаждение читать их!
Оценка статьи: 5
0 Ответить