Тога — это не только официальное, торжественное облачение, обязательное для ношения в определенных ситуациях. Тога — это знак принадлежности к римскому обществу, знак римского гражданства. Тогу из белой шерсти с широкой полосой пурпурного (или алого) цвета носили представители высшего сословия — сенаторы. Эта полоса шла по прямому краю тоги. Поначалу, в глубокой древности, тогу носили и мужчины, и женщины. Позднее она стала лишь мужской одеждой.
Представляла из себя тога кусок шерстяной ткани в форме полуовала, по прямому краю его длина была 6 метров и больше, ширина в самом широком месте — 2 метра и более. Предполагается, что тогу надевали следующим образом.
Взяв тогу обеими руками за прямой край, разделяли ее таким образом на три части и укладывали на левое плечо, чтобы первая треть свисала вперед — почти до щиколотки. Следующая треть ткани шла по спине под правую руку — ткань при этом свисала, оказываясь на полу (ведь именно на эту часть тоги приходится максимальная ширина). Именно эту часть тоги драпировали, укладывали на правом боку глубокими складками. Оставшуюся треть ткани перебрасывали на левое плечо.
Эта часть тоги либо оставалась свисать по спине, и ее конец перекидывали через согнутую в локте левую руку. Либо эта последняя треть еще раз проходила по спине, затем — справа под рукой (и здесь она драпировалась в соответствии со складками предыдущего слоя), наконец, выходила к куску первой трети и несколько раз засовывалась под него, образуя так называемый умбон на левой стороне груди. Либо, наконец, эта третья часть, спущенная вниз до щиколоток, пропускалась между ног и поднималась к левой стороне груди, чтобы там образовать умбон, как во втором случае.
Классическим, аристрокатически строгим было ношение тоги без туники — чтобы правое плечо, правая сторона груди оказывались открытыми.
Туника — рубаха из шерсти с короткими рукавами или без них, скроенная без шейного выреза. Носили тунику с поясом, делая большой напуск. Без пояса тунику носить было не принято, во всяком случае — вне дома.
Туника у сенаторов имела спереди и сзади широкую вертикальную пурпурную (или алую) полосу (от ворота до подола). Две узкие полоски, расположенные так же, украшали туники всадников, также принадлежавших к высшим сословиям.
Туники носили с тогой, но не всегда. В иных случаях туники с тогой были запрещены, отказ от туник был традицией некоторых древних аристократических римских родов.
Туника происходила, по-видимому, от набедренной повязки и поначалу представляла собой два куска ткани, скрепленные на левом плече фибулой.
И позднее, став уже одеждой кроеной и шитой, туника воспринималась как одежда народная, приличная беднякам. Особое раздражение тех, кому ценны были римские традиции, вызывали рукава — как свидетельства изнеженности.
Одеждой римлянок, женским аналогом тоги была стола — длинная, широкая туника, дважды перехваченная поясом — под грудью и ниже талии. Столу носили вместе с паллой. Палла — большой кусок ткани, окутывавший фигуру женщины почти полностью. Из-под паллы видна была лишь инстита — «оборка». Эту «оборку» составлял еще один кусок ткани, который был закреплен на теле нижним поясом столы. Взорам окружающих, таким образом, были открыты лишь лицо, кисти рук и пальцы ног женщины. Очертания фигуры скрадывались обилием глубоких и частых складок.
К неофициальной римской одежде относились лацерна, сагум, палла (у мужчин — паллиум), являясь в той или иной мере накидками, просто плащами. Они представляли собой куски ткани, чаще всего — окрашенные, их носили поверх тоги или туники. В эти куски ткани либо закутывались, либо закрепляли на плече аграфом. Различались они длиной, тканью (сагум, например, по форме был ближе к квадрату, ткань его была толстой и грубой — в отличие от лацерны).
В отличие от этих плащей-драпировок пенула, камиса были просто рубахами — кроеными, нередко — с рукавами. Пенулу можно сравнить с пальто из толстой ткани, спереди оно расстегивалось, имело прорези для рук либо рукава, нередко имелся и капюшон.
Практика ношения одежд имела тенденцию к повышению комфортности. Например, ради тепла вошло в обыкновение носить по нескольку туник надетыми одна на другую. От «варварских» народов — от галлов, например, усваивались обычаи декорации одежд, применения меха для оторочки тканей. Туника с капюшоном — каракалла — вошла в историю как одеяние, давшее прозвище одному из римских императоров.
Кстати, такой вид одежды был уже по своему духу настолько антиримским, что именно он был выбран христианскими монахами в качестве «униформы», и многие монашеские ордена остаются верны этой традиции доныне.
Историки и антропологи среди всяких областей быта тех или иных народов не случайно изучают одежду. Как очевидно, одежда древних римлян — не менее ценный источник сведений о народе, чем, скажем, его письменность или архитектура.
При подготовке статьи использована литература:
Муратов П. Образы Италии. Т. 1−2. М., 1912.
Кнаббе
Я поняла! Тога - это такая большая портянка
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мне как человеку, которому часто приходится объяснять лексическое значение слов, очень интерсна статья
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Эту одежду продолжают носить! Можно сказать, она остается в ходу среди кочевых племен восточной Африки, известных под общим названием "масаи". Они заворачиваются в кусок ткани, напоминающий римскую тогу, оставляющим открытым одно плечо и накидывают на плечи плащ "а ля римский легионер". Сандалии на ногах тоже восходят к римским прототипам. Совершеннно неправдоподобно сходство с римскими аксессуарами в той части, которая касается оружия, но это отдельная тема.
Ох, и красиво-о-о!
Есть легенда, что масаи - потомки затерявшегося отряда римлян.
Ну и спасибо, конечно.
0 Ответить
Мне кажется, что редакторы перестали уважать читателей. Уже третья статья с ничего не представляющей собой титульной картинкой более 700 кб размером. Люди, ну будьте чуть внимательнее при их установке, а? Ведь в GIF она всего 10 кб занимает.
именно на эту часть тоги приходится максимальная ширина). Именно эту часть тоги - нехорошо повторяться.
Ходить в простынях - помилуйте! Пуговицы - вот гениальное изобретение.
И пока читал, как заматываться в тогу, запутался в словах и движениях не хуже, чем в этой простыне.
0 Ответить
Программисты постараются решить этот вопрос, автоматически уменьшая размер, ну а пока оформитель не может проверять размер каждой скачиваемой картинки, их слишком много. Пока - говорите, какие именно статьи с большими картинками, переделаем.
0 Ответить
Пока видел 3 статьи, про все написал.
Главная примета "больных" картинок - мультяшность. Они нарисованы, а не сфотографированы.
0 Ответить
Понятно, эти все пересохранила.
0 Ответить
А я всё думаю, чего это страницы теперь так долго грузятся...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мужская одежда описана подробно. А женщины, наверное, были не чета нынешним. Или автору неинтересна женская древнеримская одежда?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Порядочная древнеримская женщина должна была сидеть дома и прясть. Предполагалось, что красиво одеваться ей ни к чему.
0 Ответить
Если мне память не изменяет, порядочный римский мужчина носить был должен тогу, которую соткала его жена. Какой красивый обычай. Судя по римским статуям, мужчины в одевании тогда действительно знали толк.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В одевании себя, любимого, -- вероятно, знали. И красиво одетыми гетерами, наверное, любовались. А свою жену римлянин должен был держать в строгости.
0 Ответить
Красиво раздетыми, имхо. Помпейские фрески, такая камасутра...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Почитал с интересом. Но статьи не хватает иллюстраций, без нее как-то получается абстрактно. При этом фото в коментариях к статье это лишнее, они должны быть в самой статье.
0 Ответить
Евгений, я не могу перебороть себя. Картинки внутри статьи получаются маленькими, мне не нравится, как они там расположены. А вспомнить учебник по истории древнего мира, вызвать в памяти облик римлянина любой сможет, наверное. Здесь, в форуме, иллюстрации внушительнее.
0 Ответить
5!
Благодарю!
Очень интересно и позновательно.
0 Ответить
С пятеркой Подробненько так... Понравилось
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А вот еще у Поля Гиро интересные описания в книге "Быт и нравы древних римлян": и про одежку, и про обувку, и про головные уборы и много всякой всячины от рождения до похорон...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ага, но Кнаббе - такой душевный. А уж Муратов - только петь!
0 Ответить
это ж так заворичиваться пол-дня, потом по магазинам, ребенка из садика забрать, в спортзал, потом ужин приготовить... не, мне джинсы больше нравятся - удобнее и веревочки не развязываются под поясом.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сняли варвары штаны - тоги с красным им даны.
Кажется, какой-то из императоров в сенат каки=то галлов ввел - и римляне этот стишок сочинили. Варварам положено в джинсах ходить. Цивилизованным - только в тогах. Хошь - за ребенком в детсад, хошь - мусор выносить - в половину дня задрапируешься, и гуляй по магазинам.
Кстати, эти тоги надо было еще и хранить в особых условиях, чтоб не мялись - в специальных длинных узких ящиках. И стирать - а застиранные белые тоги, шерстяные-то - представляешь, во что превращались!
Да и вообще, мужицкие это одежки. Кстати, порядочные римляне гордились, когда их тоги бывали вытканы их же женами.
0 Ответить
уй, ну их нафиг этих порядочных римских мужиков тогда! Хотя... ежели мне выдадут деревеньку с холопами, то и я выткать сподоблюсь. И завернусь в тогу и лягу стилом на восковой дощечке статьи писать для ШЖ! Красота!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И лягу на диван... С книжкой и варежкой недовязанной наперевес.
Деревеньку с холопами - за этим, пжлста - в Рессею-матушку.
0 Ответить
"эх ма! Кабы денег тьма,
да баб деревеньку,
да любить бы их помаленьку"
цитата из одного знакомого великого лентяя...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А вот их толпа!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А вот и он, в тоге!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ох, совсем про тоги забыла, вся уже в еде.
0 Ответить
Никак Август Октавиан (или наоборот)?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вроде, он. Я долго искала вот ту картинку, с толпой - большую. Поскольку она интересна тем, что все в тогах - и все варианты особенные, ни один не повторяется. НО у меня он - только в книжке.
0 Ответить
еще
0 Ответить
Этот никого не напоминает (разве что римлянина в тоге).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
и еще
0 Ответить
А эта?
http://vsvs.ru/images/Ell1.jpg
Оценка статьи: 5
0 Ответить
это так РАЗДЕВАЛИСЬ а Риме - совсем другая статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хором
0 Ответить
однояйцевые индийские близнецы, разлученные в малолетстве. Или мысли сходятся???
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Римские. Зития и Гития В этих - столах-паллах и инститах. И сандальках.
0 Ответить
Эта неправильная. Это - как раздевались.
0 Ответить
"Это - как раздевались."
А почему бы и такую статью не написать?
0 Ответить
Н-да!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
и еще-еще
0 Ответить
А когда будет про обувку?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ааа, там всякие сандальки и носилки. Я лучше - про еду.
0 Ответить
А они ботинки носили?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сандальки всякие, с этого начинали. Иногда - на этаких подставках, как те, в которых японцы чечетку бьют. И - закрытые туфли на шнурках - для появления в обществе.
0 Ответить
Первая фраза чуток неуклюжая,
а так отлично.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, действительно... Как это у меня так выговорилось?..
0 Ответить
Интересная статья. Оказывается, и Вам не чужда история!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Так ведь, Богдан, это история.
0 Ответить
Хорошо.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Интересно. Все мои познания о римской одежде ограничивались только тогой и туникой.
0 Ответить
Присоединяюсь к ожидающим иллюстрации. За статью заслуженная 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не один раз всё это читала, но каждый раз читаю будто в первый раз
Да, и иллюстрации существенно дополнят статью. Ждём-с.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно. Но хорошо бы увидеть иллюстрации.
0 Ответить
Ищем-с!
0 Ответить
Замечательная, на мой взгляд, статья.
Вроде когда читаешь про Древний Рим, представляешь себе их быт одежду, но вот такой полной информации я еще нигде не получала
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Былые времена, конечно, неплохи. Но сегодняшнее время, на мой взгляд, все же лучше.
0 Ответить