В 14 лет юный Роберт совершил вместе с отцом, капитаном Ост-Индской компании, свое первое плавание в Индию. Вернувшись в Англию, уже в следующем, 1658 году, Нокс-старший отправился в новый вояж на фрегате «Анна», который окончился, как и бразильское плавание Крузо, катастрофой. Судно попало в суровый шторм и, потеряв грот-мачту, было вынуждено сделать стоянку у берегов Цейлона.
Большой остров был плотно населен, и англичанам волей-неволей пришлось вступать в контакт с местными жителями, которые выглядели добродушными людьми и были готовы за небольшую плату снабдить моряков пресной водой и пищей. Увы, первое впечатление оказалось обманчивым. О прибытии незваных гостей в свои владения узнал правитель острова, король Раджасинха II.
Отношение короля к пришельцам из далекой Европы было, как у большинства туземных владык того времени, неоднозначным и варьировалось в диапазоне от восхищения и уважения до открытой вражды и ненависти. Частые конфликты с португальцами и голландцами, стремившимися закрепиться на острове и создать там торговые фактории, только усиливали подозрительность владыки.
Чтобы усыпить бдительность чужеземцев, король прислал к ним своего представителя (который назывался «диссав») с подарками. Ничего не подозревавших моряков, обманутых мнимым радушием туземцев, выманили вглубь острова, после чего захватили в плен. Впоследствии на стволе тамаринда, растущего в этом месте, была размещена мемориальная доска с высеченными на ней словами: «Это дерево Белого человека, под которым Роберт Нокс, капитан судна „Анна“ был взят в плен».
Впрочем, сам захват был осуществлен с присущей людям Востока мягкостью: моряков не ограбили, а самого капитана доставили в пункт назначения, неся в гамаке на руках.
Роберт Нокс в своей книге «Историческая повесть о Цейлоне» так объяснил происшедшее:
Предполагаю, что главной причиной нападения на нас стало наше пренебрежение, то есть что мы не послали письма и подарка их королю, как только приехали.
Хотя возможно, что это было не причиной, а поводом для проявления монаршего каприза; не исключено, что дары, будь они немедленно посланы, могли задеть гордыню короля, если бы показались ему недостаточно щедрыми, или, наоборот, пробудить его алчность, окажись они слишком богатыми. Как явствует из того, что пишет Нокс в своей книге, взятие в плен иноземцев, оказавшихся на землях Цейлона, был обычной практикой владыки.
Захватив моряков, коварные островитяне решили забрать и сам корабль. Впрочем, капитан не поддался на уловку и предупредил тех, кто остался на «Анне», что следует держаться начеку и никого не пускать на судно. С пленниками хорошо обращались и сытно кормили, но освобождать не собирались.
Ноксу не оставалось ничего другого, как отправить на корабль приказ, в котором он назначал нового командира и давал разрешение продолжать рейс без него. «Анна» ушла, и 16 пленных англичан остались на берегу незнакомого острова в полной неизвестности.
Что самое удивительное, цейлонцы не собирались убивать пленных, заключать их в тюрьму или, как можно было предположить, превратить их в рабов и заставить выполнять тяжелые работы.
Люди обращались с нами учтиво и, похоже, жалели нас, — пишет Нокс. Европейцы, тем более англичане, были для местных жителей диковинкой: — Нами восхищались те, кто прежде никогда не видал, да и слыхом не слыхал про такой народ, как англичане. И что еще очень развлекало их, так это видеть, как мы едим ложками… В каждом селении, где мы появлялись, собирались толпы молодых и старых, чтобы поглядеть на нас.
По приказу короля моряков разделили, чтобы поселить в разных деревнях. Капитана с сыном и еще двоих знатных пленников разместили отдельно от остальных, неподалеку от столицы королевства Канде, — предполагалось, что король пожелает увидеть их. Впрочем, по каким-то причинам встреча на высоком уровне так и не состоялась, и поэтому с Ноксами поступили, как и с остальными. Отца и сына разлучать не стали и поселили вместе, им даже позволили выбрать себе дом.
Поскольку край там жаркий, а дома темные и грязные, мой отец выбрал открытый дом, у которого была крыша, но не было стен, — пишет Роберт.
С питанием проблем также не возникало: по словам Нокса, пищу им давали два раза в день, причем «столько, сколько мы могли съесть, и все лучшее, что в том краю можно сыскать», и совершенно бесплатно.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...