Аннотация обещает нам атмосферную историю, в которой героиня начинает рискованную авантюру и сталкивается со смертельной опасностью. Посмотрим на примере этого романа, какие моменты нередко мешают погрузиться в детективную историю (обзор книги содержит только небольшие сюжетные спойлеры, основная интрига не затрагивается).
Завязка романа достаточно интересна. Девушка, которая едва сводит концы с концами, неожиданно получает письмо, в котором ее уведомляют о смерти бабушки и просят приехать в поместье на оглашение завещания. Вот только героиня уверена, что упомянутая женщина ей совсем не знакома и тем более ей не родственница.
Но желание получить хоть какие-то деньги не дает ей проигнорировать письмо, и девушка собирается притвориться внучкой покойной. Для этого ей приходится играть роль для всех членов семьи, и скоро она понимает, что за всем происходящим кроется какая-то тайна.
Основная проблема истории заключается в главной героине — Хэрриет Вестуэй. Дело в том, что в первых главах автор пытается создать образ умной, наблюдательной девушки, которая тонко чувствует настроение собеседника и умеет направить разговор в нужное русло. Хэрриет работает гадалкой на пирсе, и уже не один год, поэтому неудивительно, что она разбирается в характерах и умеет найти нужные слова.
В одной из первых глав мы видим, как она раскладывает карты для посетительницы, и в этой главе перед нами та самая наблюдательная Хэрриет. Проблема в том, что это единственная сцена такого плана. Во всех остальных ситуациях главная героиня может и не замечать настроение собеседника, и сказать поспешно что-то, о чем потом сожалеет. Только по тексту остаются отсылки к ее наблюдательности, к ее опыту гадалки.
Получается, что мы слышим и ожидаем одно, а видим на практике совершенно другое. И это проблема многих детективных сюжетов. Недостаточно все время говорить об уме героини, если в сюжете мы почти не видим, как он проявляется.
Вот несколько мелочей, которые заставляют сомневаться в созданном автором образе: Хэрриет живет очень бедно и задолжала крупную сумму ростовщику, причем такое положение продолжается не один год, но при этом она выбрасывает остатки обеда, потому что они успели остыть; и она же отдает на благотворительность крупную сумму, которую только что ей оставила посетительница. Такие мелочи разрушают образ уже в начале сюжета книги.
Еще одна деталь, которую, к сожалению, любят многие современные авторы детективных рассказов — это создание атмосферы с помощью описания физического дискомфорта. И далеко не всегда это хорошо работает. Те же остатки обеда, которые героиня выбросила: предположительно в этой сцене мы должны почувствовать ее нервное напряжение, как она просматривает бесконечные счета и все больше отчаивается, вот и кусок в горло не идет. Но это не срабатывает, потому что мы видим девушку, которая переживает о том, что ей не хватает денег, и при этом выбрасывает остатки купленного обеда. Это мелочь, которая вызывает диссонанс.
На протяжении всего романа автор продолжает усиливать напряжение Хэрриет различными неудобствами: девушка постоянно мерзнет, то попадает под дождь, то в ее комнате нормально не закрывается окно — все в таком духе. Поместье также должно создавать максимально неуютное впечатление: старое здание, без электричества, запущенное и в основном пыльное и обшарпанное.
Работает ли это на атмосферу? Вопрос спорный. Проблема в том, что за такими подробностями мы уделяем гораздо меньше внимания самой детективной истории. Иногда сложно сказать — эта деталь в сюжете только для обстановки или же нам следует задуматься об этом.
Точно так же тормозят сюжет постоянные терзания Хэрриет. Она вечно сомневается в правильности затеянной авантюры, задается вопросами, ответы на которые так и не находит, и грустит по погибшей матери. В перерывах между этими занятиями девушка мерзнет и время от времени попадает под дождь. В такие моменты ее просто жалко, и неудивительно, что у нее не получается разгадать тайну семейства. Кроме того, она чаще сначала говорит, а потом думает.
И всего этого слишком много, а книга бы только выиграла от нескольких сцен со спокойной, сосредоточенной Хэрриет, которая умело наводит собеседника на нужную тему и подмечает детали.
Карты таро также занимают свое место в истории, хотя ничего важного они не значат и героиня не опирается на них в своих рассуждениях, они создают атмосферу. И это как раз можно отнести к плюсам книги. Тема карт проходит через все повествование. Карты служат символами, и часто вынутая героиней карта соответствует ее настроению и помогает ей почувствовать себя увереннее.
Детективная линия сама по себе не самая захватывающая, но развязка действительно неожиданная. Хотя когда ее узнаешь, сразу возникает несколько вопросов, на которые ответа нет. Если о них задуматься, то сюжет рассыпается. Видно, что автору непременно хотелось воплотить свою задумку.
Делают ли такие мелочи книгу плохой и нечитабельной? Вовсе нет, все мы открываем книги с разными ожиданиями. И если вам захочется погрузиться в промозглую атмосферу старого поместья со страшными семейными тайнами — возможно, история Хэрриет вам понравится.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...