К. Ю. Старохамская Грандмастер

Как поживает Баба-Яга? «Бабизм-ягизм в наши дни».

Хотя Хеллувин уже прошел, но впереди еще ночь перед Рождеством. Поэтому можно и нужно поразмышлять о персонажах — представителях темных сил. Вот например, Баба-Яга. Она мне чем-то близка. Правда, на ШЖ уже есть замечательная статья
«Откуда взялась Баба Яга?» — так что пол-работы уже сделано. Статья очень толковая и познавательная, но трактовка образа Бабы-Яги дана там больше в историческом и этнографическом плане. А что в наше время?

Размышляя про образ Бабы Яги, никак нельзя обойти знаменитое сочинение Марка Розовского:

Образ бабы-яги — уходящей бабы прошедшего времени
RICHARD DEWOLFE
М. Розовский. Школьное сочинение.
План.
I. Вступление.
Историческая обстановка в те ещё годы.
II. Главная часть
Показ бабы-яги — яркой представительницы тёмных сил.
Черты бабы-яги.
1. Положительные:
а) смелость;
б) связь с народом;
в) вера в будущее.
2. Отрицательные:
а) трусость;
б) эгоизм;
в) пессимизм;
г) костяная нога.
III. Заключение: бабизм-ягизм в наши дни.

О Бабе-Яге пишут и думают много разного! Исследователь украинского и русского фольклора А. Подъяпольский убедительно доказывает, что Баба-Яга родом из Индии, а имя Яга — не что иное, как женский род от слова «йог». А вот по мнению ученого Ю. Росциуса, доказательством прилета на Землю в далеком прошлом космических кораблей являются сказки о бабе-яге:

«Начнем со ступы, на которой летает эта старушка. Обычная ступа — деревянная. Она представляет собой тело цилиндрической формы, удивительно напоминающее контуры современной ракеты. Такое сходство усиливается составом материала, из которого сделана ступа у бабы-яги — она металлическая. Полет бабы-яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что возникают во время полета ракет и мощных реактивных самолетов: «Вдруг слышит Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до самой земли, которые выворачивало, которые ломало». Тогда легко объяснить и тесноту избушки, и отсутствие в ней привычных окон и дверей, и курьи ножки. В них угадывается ажурное взлетно-посадочное устройство.

В одном из вариантов сказки рассказывается о том, для чего еще могут служить черепа, охраняющие избушку. Василиса приходит к бабе-яге за огнем. Та дает ей череп с огненными глазами. Василиса возвращается домой. И здесь происходит невероятное с точки зрения людей, живших много веков назад, — глаза черепа разгораются ярким светом, из них выходят жгучие лучи, которые превращают злую мачеху и ее дочерей в пепел. Нашему современнику нечего и объяснять, что девушка получила в дар от пришельца из космоса лазерное оружие, неумелое обращение с которым привело к трагедии."

Вполне объясним этим предположением и пугающий облик бабы-яги:
«Это разумное существо прилетело с другой звезды, и трудно предположить, что голова, тело и конечности его будут схожи с человеческими». (М.Таранов «Интересная газета. Загадки цивилизации» № 9 2007 г.).

А вот как описывает Бабу-Ягу и ее пугающий облик исследователь древней языческой культуры славян Глинка (это описание датируется началом 19-го века):
«Это очень злая, старая и мощная колдунья или волшебница, вид у нее страшной. Она не столько в аде живет, сколько на этом свете. Дом ее избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Древние наши богатыри всегда её нахаживали лежащею на лавке; нос ее висит через грядку (шест в избе для вешания укрепленный). Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе (т. е. колеснице самокатной); и когда она в ней прогуливается, то понуждает оную бежать скорее, ударяя железною же палицей или пестом. А чтоб для известных ей причин не видно было следов её, то заметаются они за нею особенными к ступе проделанными мелом и помелом.»

Жаль, что до Бабы-Яги не добрался Э.фон Деникен, автор фильма «Воспоминание о будущем» и книг «Золото богов», «Инопланетяне среди нас» и др., а то мы бы узнали о ней еще много интересного!

В кино и телевидении этот сочный персонаж также не обойден вниманием. Главной Бабой-Ягой Советского Союза был, конечно, Георгий Милляр (1903−1993). Многое в творческой жизни Георгия Милляра связано с именем известного мастера детского кино А. А. Роу. «В 16 сказках Роу Милляр сыграл 30 ролей, то есть в каждой сказке у него было по два-три образа. А коронной, конечно же, стала роль Бабы-Яги, на которую пробовались многие известные актрисы, в том числе и Фаина Раневская.

Это сейчас кажется, что Милляр — идеальная Баба-Яга, а тогда сказка только-только зарождалась, и режиссер даже не мог определиться, какой должна быть Яга: уродиной или красавицей. И режиссер далеко не сразу утвердил Милляра в этой роли. Но Милляр оказался убедителен: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется, а она тут же реснички себе подрисует. Да и физически это тяжело. А я все стерплю».

Шутки и афоризмы Милляра передавались среди артистов. «Алфавит Милляра» — своего рода литературно-кинематографический раритет. Его переписывали от руки, перепечатывали, но Георгий Францевич постоянно добавлял что-нибудь новое. Например, на «Б»: «Богиня кинематографа — Хмельпомена». Или на «В»: «Валидол — аристократическая закуска к коньяку».

Актеры, гримеры и костюмеры, с которыми работал Милляр, рассказывают, какой это был увлеченный, самоотверженный и изобретательный актер. Он сам разрабатывал костюмы, придумывал походку и мимику героев, вставлял свои «фишки» (например, забавно скрючивал большой палец руки), правил сценарий. Помните, «Ква-ква-квалификацию» в «Королевстве кривых зеркал»? Это Милляр. И Бабу-Ягу тоже он родил. «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-Яга? — говорил Милляр. — А еще обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить».

Он снялся в 56 фильмах, многие из которых стали классикой и до сих пор смотрятся детьми:
Г.Милляр (с женой).1938 По щучьему веленью
1939 Василиса Прекрасная
1941 Конек-горбунок
1952 Майская ночь, или Утопленница
1957 Новые похождения Кота в сапогах
1959 Марья-искусница
1961 Вечера на хуторе близ Диканьки
1963 Королевство кривых зеркал
1964 Морозко
1964 Обыкновенное чудо
1969 Варвара-краса, длинная коса
1972 Золотые рога
1975 Финист — ясный сокол
1976 Деревня Утка
1976 Пока бьют часы
и так далее. А ведь он еще и в театре играл, и мульфильмы озвучивал.

Это был очень скромный человек, а многие пользовались его доверчивостью. Материально он так себе ничего и не заработал. Ни дачи, ни машины… Правда, выпить любил, но никогда не опускался. Одевался скромно, но чистенько и ладненько. На концерте обязательно был в отглаженной рубашке с бабочкой, в петлице — хризантема. Дома тоже не позволял себе расслабляться и ходить в мятом.

Накануне 85-летнего юбилея Георгия Милляра пригласили выступить перед детьми в киноконцертном зале «Россия». Он узнал, что в зале 850 мест, накупил школьных альбомов для рисования и, разрезая листы на две части, на каждой из них цветными карандашами нарисовал летящую в ступе Бабу-ягу и подписал: «С любовью, Г. Ф. Милляр». Он говорил, что «хотел оставить подарочек каждому ребетеночку». И нарисовал 850 картинок… Рано утром в назначенный день достал свой старенький, но аккуратненький и чистенький костюмчик, надел любимую бабочку и сел ждать звонка… Но так и не дождался… То ли концерт отменили, то ли Милляра вычеркнули из списка выступающих, но за 85-летним актером никто не приехал и даже не посчитал нужным сообщить ему о том, что все отменяется… Картинки с нарисованными Бабусями разошлись среди знакомых и соседей, а оставшиеся штук двадцать сейчас хранятся в пыльной папочке в Музее кино." (Татьяна Богданова, АиФ № 21 (27) от 3 ноября 2003 г.)

Ну и, конечно, нельзя обойтись без замечательных бабок-ёжек из мульфильма «Летучий корабль». © Союзмультфильм, 1979 г. Режиссёр: Гарри Бардин , автор текста песни Ю.Энтин, автор музыки М.Дунаевский:

ПРИПЕВ
Растяни меха, гармошка,
Эх, играй, наяривай,
Пой частушки, бабка-ёжка,
Пой, не разговаривай!

Я была навеселе
И летала на метле,
Ой, сама не верю я
В эти суеверия!

Шла лесною стороной,
Увязался чёрт за мной,
Думала — мужчина.
Что за чертовщина?

Повернула я домой,
Снова чёрт идёт за мной.
Плюнула на плешь ему
И послала к лешему!

Самый вредный из людей —
Это сказочник, злодей!
Вот уж врун искусный,
Жаль, что он невкусный!
ПРИПЕВ

Скачать песню.
Смотреть видео.

Обновлено 18.03.2010
Статья размещена на сайте 8.11.2007

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: