• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

«Хозяйка» в Питере, а козлик? (П.П.Бажов прежде и теперь)

«На месте костерка одни угольки остались, а старатели всё сидят, да на угольки глядят. Вдруг из самой середины вынырнула девочка махонькая. Вроде куклёнка, а живая. Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек… Поглядела девчонка весёлыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать».

Сказы Бажова — кто их не читал? А если еще и жил на Урале, рядом с местами, упомянутыми в сказках? Поневоле вспоминается читанное и перечитанное, наполненное верой в волшебство: россыпи камней в рудниках, горы самоцветов под копытами козла…

Или вот это: «…на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать — девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.»

Если внимательно вчитаться в текст сказов, увидим картину, выписанную очень четко и предельно кратко. По сути каждый сказ — готовый сценарий, каждый персонаж — живой. Поэтому сказы повлекли за собой и художников-камнерезов, иллюстраторов и режиссеров большого кино и мультипликации.

По сказам Бажова было снято множество мультфильмов, которые пользуются спросом: спросите Сеть. Десятки сайтов предлагают сказки, которые не теряют привлекательности по сей день.

Гляньте на Огневушку-поскакушку: сарафан из агата-переливта, агатовый платок и рыжие волосы с золотистыми искрами из авантюрина, яшмовые глаза. Остывающие угольки — кристаллы пиропа, а за поскакушкой от вихря танца разлетаются последние язычки пламени: яркие алые и бордовые всполохи родонита.

В 1946 году, 60 с лишним лет назад, вышел на экраны фильм «Каменный пояс» (Хозяйка — Тамара Макарова, Данила — Владимир Дружников, режиссер — Александр Птушко). Классика, которую можно купить сегодня (диски, кассеты).

А вот это — каменное воплощение: сотни оттенков играют в лучах света! Чтобы создать Хозяйку, использовали беломорит, муаровый малахит, казганский мрамор, солнечный камень, чароит, кахолонг, нефрит, лабрадорит, серебро, гранат, берилл, аквамарин, рубин, изумруд. Величественная осанка, гордо поднятая голова, а под властной рукой ее «чудо» — скала самоцветов…

Посмотрите: если сравнить фотографию Тамары Макаровой (приблизительно времени съемки фильма) и статуэтку, можно увидеть если не портретное сходство, то явное их подобие. Что это: случай, неосознанные воспоминания детства или мистика, волшебство, прошедшее через все воплощения образа Хозяйки?

Кстати, о мистике. Оказывается существуют последователи П. Бажова («бажовцы»), которые утверждают, что в сказах зашифрован некий глубокий, тайный смысл.

Кроме мистических последователей у П. П. Бажова есть еще последователи литературные.

Серафима Константиновна Власова написала более 60 сказов и сказок, былей, очерков, рассказов, издала 11 сборников (она взялась за перо после выхода на пенсию, в 1957 был опубликован ее первый сказ, затем вышли сборники «Голубая жемчужина», «Уральские сказы» и др. Первый сборник сказов С. К. Власова подарила моей маме с автографом. Увы, после перемещений по глобусу книжечка затерялась. Знакомство с Серафимой Константиновной и ее семьей очень сильно повлияло на мою биографию).

Автор пьесы, по которой в Санкт-Петербурге детский драматический театр играет спектакль «Хозяйка медной горы», соединил сюжетные линии сказов Бажова: зрители увидят и старого мастера Прокопьича, и его ученика Данилу, и Катю, и приказчика Северьяна и, конечно, саму Хозяйку.

Современный последователь П. П. Бажова — ну, не совсем последователь. Он спародировал Павла Петровича. Может быть, не очень удачно. Но как говорят, наличие пародии свидетельствует о популярности. И это действительно так. И пародия стоит того, чтобы ее воспроизвести здесь:

«Жил был в дальних карпатских горах козленок-серебряное копытце. И было у него свойство такое — где ни стукнет копытцем — появляется рупь мелочью, стукнет дважды — стольник, стукнет трижды — тыща в банковской упаковке. И вот спугнула его перестройка, стал он по стране бегать из одного конца в другой. Ловят его и спецслужбы, и милиция, и армия — да не из корысти, а потому что каждая такая пробежка — это двадцать процентов инфляции. Так что если вы найдете на дороге деньги — несите их в центробанк, это лишние, и там их уничтожат. А если вдруг этого козла поймаете — тут-то наша страна из кризиса и поднимется.»

Живут сказы, живет вера в чудеса и таинственное.

И ходят персонажи сказок по берегам Невы (и не только)!

Статья опубликована в выпуске 1.12.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: