Татьяна Морозова Мастер

Почему Солона признают выдающимся законодателем Древней Греции?

Древний грек Солон (между 640 и 635 — 559 г. г. до н. э.) отказался единолично править Афинами, объяснив своё решение тем, что «это место трудно оставить, да и для государства тирания может стать злом».

Видеть Солона правителем соглашались и бедные, и богатые. Бедняки считали его справедливым человеком и надеялись, что он проведёт нужные реформы с отменой долгов и возвращением земли. Богатые знали, что он человек осторожный, состоятельный и порядочный. В своих стихах он написал про себя:

«Быть я богатым хочу, но нечестно владеть не желаю. Этим богатствам позже час для расплаты придет».

Солона избрали архонтом (одним из девяти влиятельных должностных лиц, управлявших делами государства) и поручили быть посредником между разными партиями, наделив правом создавать новые законы и отменять или сохранять старые. Солон решительно провёл реформы, сочетая, по его словам, «силу со справедливостью» и сохраняя по возможности старые учреждения:

«Если в государстве перевернуть всё вверх дном, то потом не хватит сил поставить всё на место».

Когда его позже спросили, действительно ли сочинил лучшие законы для афинян, он ответил:

«Да, самые лучшие из тех, какие они могли принять».

Прежде всего Солон отменил все долговые обязательства и этим предотвратил восстание бедняков, на землях которых стояли столбы с указанием суммы долга и срока уплаты. Солон распорядился убрать эти столбы, чтобы крестьяне могли сами распоряжаться своим урожаем. Он не только запретил в будущем обращать афинских граждан в рабство за долги, но и приказал разыскать проданных за долги за границу, а потом выкупить их за счёт государства.

Солон был ещё и поэтом, обращаясь зачастую в стихах к гражданам Афин:

«Земля, с которой снял тогда столбов я много долговых, рабыня прежде, ныне же свободная…».

Не все бедняки радовались новому закону — были и такие, кто считал его недостаточным, ждал раздела земли поровну, но Солону верили. Вскоре он оправдал доверие народа, отменив старинные законы Драконта (Драконовские законы), по которым даже самое незначительное преступление каралось смертью.

Затем Солон разделил всех граждан Афин на четыре разряда по их доходу. Первые три разряда несли службу в сухопутных войсках и могли занимать государственные должности. Бедняки имели право участвовать в судах и в народном собрании. У них не было денег, чтобы приобрести оружие, поэтому они служили, в основном, гребцами на кораблях. Солон вменил в обязанность наблюдательному совету (Ареопагу) определять, на какие средства живет каждый гражданин, и наказывать бездельников.

Высшей законодательной властью в Афинах Солон сделал народное собрание. Одному из старых государственных учреждений он поручил наблюдать за выполнением законов. Чтобы в государстве не было нищих, он придумал закон, по которому сын не мог кормить престарелого отца, если тот не выучил его ремеслу.

Его законы должны были действовать сто лет. Они были написаны на деревянных таблицах, заключенных в четырехугольники и могли для удобства поворачиваться. Солон решил уехать из Афин на десять лет, чтобы граждане привыкли к новым законам. Он заставил их поклясться, что они ничего не будут менять в законодательстве до его возвращения.

Солон отправился путешествовать: он побывал в Египте, на острове Кипр и в других странах. Его пригласил к себе в гости в столицу Сарды в Малой Азии лидийский царь Крез. Он был очень богат и решил удивить гостя, открыв свою сокровищницу, но Солон остался равнодушен.

Удивлённый царь спросил его: «Знал ли ты кого-нибудь счастливее меня?» «Да, знал, — ответил Солон. — Моего земляка Телла. Он был честным, порядочным человеком и умер, сражаясь за родину. Детей своих он воспитал так, что они стали хорошими и уважаемыми гражданами».

Он привёл ещё примеры счастливых людей и удивил царя тем, что ничего не говорил о богатстве. Тогда Крез спросил Солона: «А меня ты не считаешь счастливым?» «Не знаю, — ответил тот. — Боги наделили нас таким умом, что не позволяет предвидеть будущее. Счастливцем можно назвать только того, кто, прожив жизнь до конца, не познал горя и несчастья. Считать счастливым человека, ещё живущего, — всё равно, что провозглашать победителем воина, ещё не окончившего поединка».

Вскоре персидский царь Кир захватил Лидию, Крез попал в плен, и его должны были сжечь на костре. Когда лидийского царя возвели на костёр, он стал громко кричать: «О, Солон…». Кир удивился, велел погасить пламя и спросил: «Почему ты зовёшь в последние минуты какого-то Солона?» Крез рассказал персидскому царю, что только на костре он понял, как глупо было хвастать перед греческим мудрецом своими сокровищами, считая их равными счастью. Мудрые слова Солона спасли жизнь лидийскому царю.

В Афинах же в это время начались беспорядки: бедняки требовали провести передел земли и поддержали дальнего родственника Солона Писистрата (их матери были двоюродными сёстрами), добивавшегося неограниченной власти — тирании. С помощью большого отряда Писистрат захватил афинскую крепость и стал единолично править.

Его враги бежали из Афин, но Солона возмутил поступок родственника. Он пошёл на рыночную площадь и стал стыдить граждан, подчинившихся тирану: «Ещё вчера было так легко помешать возникновению тирании. Теперь же, когда она выросла и окрепла, искоренить её будет намного труднее».

Друзья уговаривали Солона бежать, но он отказался. И когда его спросили, на что он надеется, ответил: «На свою старость». Писистрат относился с уважением к мудрецу и оставил в силе большинство его законов, подчиняясь им и подавая пример повиновения, как хотел того Солон: «Закон — один для всех!»

Под конец жизни Солон писал только стихи, славя спокойную, мирную жизнь, каждый возраст которой имеет свою радость.

Обновлено 2.07.2017
Статья размещена на сайте 13.11.2007

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: