• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Лаура Ли Грандмастер

Как воспеть тебя, Чикаго?

Есть города с живой душой, со своим особенным нервом, с узнаваемым и сразу отличимым пульсом жизни, с энергетикой животворящей силы. Не зря девизом моего города стало непреложное «I Will!».

В этом «Я смогу!» и есть весь город. Отцы нации на высокой латыни называли Чикаго «Urbis in Horto» — «Городом в Саду». Каждый город в США имеет наряду с его официальным географическим названием еще как бы и отчество.

Мой город по батюшке зовут Городом Ветров, Городом Широких Плеч, Вторым Городом, Чи-тауном, Мировым Мясником. После Нью-Йорка и Лос-Анжелеса он является третьим по величине и численности населения городом страны. 9 миллионов 700 тысяч человек метрополии Чикаголэнда гордо называют себя чикагцами.

Родился Чикаго в 1833 году, и название свое получил от искаженного французскими поселенцами индейского слова племени потоватомисов shikaakwa, что означает «дикая лилия». Город и на самом деле напоминает прекрасный цветок на берегах озера Мичиган.

Владимир Маяковский был так потрясен его великолепием, что сказал: «…город весь электро-динамо-механический… Чуднó человеку в Чикаго! И чýдно!».

Ильф и Петров в своей «Одноэтажной Америке» писали: «Ночной Чикаго, к которому мы подъезжали по широкой набережной, отделяющей город от озера Мичиган, показался ошеломляюще прекрасным…, а Мичиган Авеню — красивейшая улица в мире!».

Андрей Вознесенский так отзывался о городе: «Прекрасный город Чикаго, много зелени, чудесное озеро, великолепная архитектура!».

Балтиморский журналист Дж. Хью еще в 1920-м году писал: «В Чикаго есть нечто магическое, которое содействует индивидуальности личности». Эта особая энергетика города сделала возможным превращение Чикаго в один из крупнейших литературных центров страны. В Чикаго жили и творили писатели, ставшие классиками мировой литературы. Всемирная выставка 1893 года дала новый импульс творческому Чикаго.

Духовный отец американской литературы Теодор Драйзер называл в двадцатые годы наш город «литературной столицей Америки». Вот какими словами он воспевал Чикаго: «Это — Флоренция Западных штатов. Город, подобный ревущему пламени, город — символ Америки, город — поэт в штанах из оленьей кожи, суровый, неотесанный титан… На берегу мерцающего озера лежит этот город — король в лохмотьях и заплатах, город — мечтатель, ленивый оборванец, слагающий легенды, бродяга с дерзаниями Цезаря, город — бард с творческой силой Еврипида. О великих чаяниях и великих достижениях поет он, увязнув грубыми башмаками в трясине обыденности. Вавилон, Троя… нового века». Как сильно сказал!

Город дал миру Фрэнка Баума, автора «Загадки Оз», известного произведения, ведомого русским читателям под названием «Волшебник Изумрудного города» в обработке Волкова. В Чикаго родились романы «Сестра Керри» Теодора Драйзера и «Джунгли» Эптона Синклера. Эти произведения под разными углами показывают жизнь Чикаго начала ХХ века.

Плеяде чикагской школы беллетристики принадлежат Г. Хейд, Х. Гарленд, Е. Уатт, М. Андерсон, Р. Ларднер. С 20-х годов в Чикаго начинает выходить поэтический журнал, издаваемый писательницей Х. Монро. В 1918 году чикагский писатель Эрнст Пул получает Пулитцеровскую премию за новеллу «Его семья». Выходят в Чикаго первые произведения Э. Хемингуэя, Б. Хечта, К. Дарроу, Э. Берроуза, К. Сэндберга. Этот период называют Чикагским Ренессансом.

Второй литературный подъем город переживает в 50-е годы: Н. Олгрен, А. Смит,
А. Либелинд. В 1974 году чикагский писатель Сол Берроу получает сразу три национальные награды и Пулитцеровскую премию, а в 1976 году ему присуждается Нобелевская премия. В 1984 году писатель Дэвид Мэмет также получает Пулитцера.

Прославили пригород Чикаго Оук Парк писатели Эрнст Хемингуэй, получивший Нобеля за повесть «Старик и море» и Эдгар Райс Берроуз, автор серии романов о Тарзане, фантастических серий романов о полетах на Марс, Венеру и путешествий к центру земного ядра.

В Голливуде первые серии киноэпопеи «Тарзан» начали сниматься еще с 1918 года. Разрешенные через много лет после их выпуска к прокату в СССР фильмы о Тарзане, по мнению Иосифа Бродского, сыграли большую роль «в расшатывании советской ментальности, внушая массам мысли о внеклассовой борьбе, абстрактном гуманизме и других общечеловеческих ценностях».

Не сберегли мы тебя в Нью-Йорке, певец Питера и Венеции. Спасибо, что судьба дала мне ниточку положить авторучку, водочку питерскую, папироску и венецианский цветочек на твою могилу на острове Цеметрия, прямо с морского трамвайчика после остановки Хоспитале. «На Васильевский остров я приду умирать…» Княжнин муж, совесть России… Спи. А там, в Венеции, русскими буквами по всему кладбищу стрелки — к Бродскому! Не видать тебе Васильевского. Прости. А жил Иосиф от моего дома 40 минуток-то всего по хайвею, в Энн Арбор, рукой подать. Что же это все после получается, а не вовремя?! А Хэм? Почему не я? Но мы не об ушедших. ОК? О вечно живых. Гениях и талантах. Великих людях. О Чикаго.

Чикаго подарил миру великие литературные имена и великую музыку. Лучший в мире Чикагский симфонический оркестр с его величайшим дирижером современности Давидом Баренбоймом, дирижирующим сейчас оркестром миланского театра «Ла Скала», известен всему миру.

Вот такие великие люди воспели мой город, лежащий, как белая лилия shikaakwa, на синеве озерной воды. К их гимну я присоединяю свой наполненный любовью к городу и его людям голос.

Статья опубликована в выпуске 5.12.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Дмитрий Пузик Читатель 10 января 2016 в 02:00 отредактирован 25 мая 2018 в 06:36 Сообщить модератору

    Ильф и Петров в своей «Одноэтажной Америке» писали: «Ночной Чикаго, к которому мы подъезжали по широкой набережной, отделяющей город от озера Мичиган, показался ошеломляюще прекрасным…, а Мичиган Авеню – красивейшая улица в мире!».

    Цитата из Ильфа и Петрова конечно к месту. Но там еще есть и такое "Но на обильной, унавоженной почве вырос, наперекор разуму, громадный уродливый ядовитый гриб – город Чикаго в штате Иллинойс". А сама глава 17 этой книги называется "Страшный город Чикаго"))

    А поэту Маяковскому очень "понравились" чикагские бойни
    "Чикагские бойни- одно из гнуснейших зрелищ моей жизни. Прямо фордом вы въезжаете на длиннейший деревянный мост. Этот мост перекинут через тысячи загонов для быков, телят, баранов и для всей бесчисленности мировых свиней. Визг, мычание, блеяние - неповторимое до конца света, пока людей и скотину не прищемят сдвигающимися скалами,- стоит над этим местом. Сквозь сжатые ноздри лезет кислый смрад бычьей мочи и дерьма скотов десятка фасонов и миллионного количества".

    Так что и Ильф с Петровым и Маяковский безусловно были восхищены Чикаго)

  • Тоже люблю Чикаго - столько энергии и молодости в нем.

  • Лаура, Ваш наполненный любовью и романтикой гимн городу не дал мне, как любительнице географических путешествий представления о городе во ВСЕМ его многообразии. Вот если бы расшифровка "по батюшке" была полнее - я бы отошла от эмоций "чикагских боен", аромат которых довелось уловить, проезжая изрядно мимо....
    Извините

    Оценка статьи: 4

    • Лена, знаменитые чикагские бойни были закрыты в 1964 году. Боле скотинку, язви ее, у нас не бьют, а лишь обрабатывают. И то район крови - улица Элизабет - с пятачок, там находятся оптовые мясные базы и несколько разделочных заводов, однако там пахнет как и повсюду в городе - стриженой травой. Это Вы где-то чего-то унюхали до 64 года не то - дежавю.
      А во всем многообразии город даже таксисты не знают, по навигаторам ориентируются. И кроют город не по батюшке, а по матушке - слишком большой, чтобы изучить его географию.

  • Лаура, я не зануда, но, без обид, у вас опечаточка - там, где "Горд дал миру Фрэнка Баума...".
    У меня после прочтения осталось какое-то странное послевкусие: оказывается, в Америке тоже есть нормальные, вероятно, и хорошие люди, а не только семейка Буша. Растут дикие лилии необыкновенной красоты, а не только пикируются грозные ястребы. Нет, не то пишу. Просто на фоне граничащей с истерией волны антивсегоамериканизма встретить подобную статью... странное раздвоение в мозгах. Контраст бодрит. А то я за Белым домом с его администрацией стал забывать, что еще есть 300 млн человек. Спасибо, напомнили. Причём изящным слогом. 5+

    Оценка статьи: 5

    • Алеша, в Америке ДА есть хорошие люди и их большинство. В какой стране с совестью нации считаются? покажите? Мы в любой стране поставлены в уловия выживания - делай деньги, плати свои счета. С наименьшем унижением это делается в Чикаго - особенный такой город, что-что, он - бойкот, саботаж. Свободные люди здесь более, чем в других городах, пуганые уже. Удивительно, что это все делают священники. Чуть что - собираются на стрелочку и договариваются. У нас черных погромов, как в Л.А. не было. Белые черных тоже не гоняют. А эти ребята сядут, переговорят - город останавливается и власти лапы кверху делают. Профсоюзы у нас еще таки профсоюзы. Слышно их, к пенсии особенно. Горластый город и нахальный. Я бы сказала, последний оплот демократии по старым понятиям. НЙ уже это прокакал, не вернуть, ЛА - покосел на оба глазика. а тут еще нас черно-белых 60-40 и машина работает. Последний оплот США. И ежели рявкнет - всем худо станет. Думаю, наш Обама победит, хотя у Хилли все банки мира в трико.
      Спасибо за из России с пятеркой.

  • 5!

    Zamechatel'naia stata'ia! Byla v Chicago dvazjdy, nadeius' pobyvat' ewe, gorod proizvodit vpechtlenie chego-to gigantsko-kosmicheskogo, osobenno, kogda podletaesh v sumerkah, samolet idet na posadku, a vnizu more iarkih ognei! A gromadnye korabli na nabereznoi ozera, zabyvaesh, chto eto ozero, a ne okean!

    Оценка статьи: 5

    • Я ж на самой Набережной живу, прям у озера. Так, дорогая моя Рыбакова, из Хьюстноа самолетом ко мне 4 часа, и раскрою я для тебя, Гера все Чикаго по кусочкам. Побродим по городу. Дома по-русски на кухне посидим. А насчет подлета к городу, уж на что себя русской чувствую, а как над Чикаго летишь - Дома! Что за свойства у города есть!? Он мертвого будит. Он зверь-город. Он-друговраг. Он жизнесмерть. Он - котел. Бойня. Реинкарнация. Пульс. Жизнь. Он богом отмечен. Тут особый народ - нация: чикагец. Диагноз.

  • м-да, как бы воспеть свой город, Запорожье?!

    • Инна, гордись, чиркни на личку, я тебе так обскажу, чем бы Россия не была, если бы за порогами казаков не было . За порогом-то от татар! от крымских ханов - порог России. Да Запорожье - за спиной Москва! И при чем, гордись, от Москвы помоши не получали.Воспой город. Он у тебя форпост был. Стоит того.

  • Написано интересно, но как говорится лучше раз увидеть, яем сто раз услышать. Хочу в Чикаго...

  • Познавательно

  • Лаура, спасибо за статью, прочитала с большим удовольствием. +5
    Правда, на последних строчках "улетела" к любимым дирижерам, посольку Давид Баренбойм мне не очень хорошо знаком: роскошный фон Караян, темпераметный Темирканов, глубочайший Светланов... И за эти нахлынувшие впечатления спасибо тоже.

    Оценка статьи: 5

    • Девченки, спасибо. Поле Карояна ничего велилколпей Баренбойма не знаю. Мне в жизни повезло - натурального Карояна слышала. Спаси, господь, с мурашками моими. А Давид.? Сейчас он номер 1. Уехал из Чикаго из за травли в Израиле после исполнения Вагнера там, у него двойное гражданство. Там его яйцами закидали после Вагнера.Когда же наконец эта сраная политика даст нам просто музыку хорошую слушать? А у кого от Вагнера мурашек нет? Скажите мне что он фашист? Да он Бог в сапогах бархатных. И оркестр он так рассаживает, что я этого никогда в жизни не видела - у него арфа справа сидит! Со скрипичными играет, не репетированная!

  • Роскошней всего, по-моему, полнее, всеохватнее - именование именно Флоренцией Западных штатов.
    Красиво написано.