Впрочем, ее образ в пьесе не прорисован. Лишь упоминается, что она ушла к любовнику, такому же беспартийному, как и Рейн, а причины расставания с мужем имели чисто материальный характер.
В Москве будущего у Рейна завязывается роман с Авророй, дочерью Народного Комиссара Изобретений Радаманова. Девушка интересуется его личной жизнью в прошлом, и Рейн рассказывает ей, что жена ушла от него.
Аврора:
— А почему она вас бросила?
Рейн:
— Я очень обнищал из-за этой машины, и нечем было даже платить за квартиру.
И в фильме, и в пьесе мы видим два образа — реальная Зинаида и героиня сновидений Тимофеева. И в том, и в другом случае у нее одна и та же профессия — киноактриса (в те годы наверняка не менее престижная, чем в эпоху Гайдая и в наше время), однако во сне и наяву она ведет себя совершенно по-иному.
Реальная Зинаида — образцовая жена, умница и красавица. Она заботится о муже и с пониманием относится к его одержимости своим изобретением. Зинаида Михайловна из сновидения ведет себя совершенно иначе.
— Вooбражаю, чтo сейчас будет! Тoлькo бы не скандаль! Они так утoмляют, эти скандалы. Три раза я развoдилась. Ну да, три. Зюзина я не считаю. Никoгда я так не вoлнoвалась.
Зинаида из сновидения Шурика — советская копия голливудской актрисы, какими их изображают в колонках светских сплетен. Она эгоистична, ветрена, легкомысленна, влюбчива, не слишком умна, но при этом расчетлива и честолюбива. И, разумеется, мечтает о больших ролях в фильмах знаменитых режиссеров.
— Ну, уж этo безoбразие. До такой степени не интересoваться женoй! Блoндин — Мoлчанoвский. Ну запомни это уже, Молчановский. А Якин, Якин — талантливый. Чтo? Ты спрашиваешь, где мы будем жить? Сегoдня мы уезжаем с ним в Гагры, выбирать местo для съемки, а пoтoм, потом ему дoлжны дать квартиру. Ну, если, кoнечнo, он не врет.
Несколько слов о талантливом Якине. Роман Зинаиды с ним кажется нам классическим примером связи по расчету. Якин невысок ростом, немолод, неказист, самоуверен и, похоже, не слишком умен. Но он — известный, а возможно, даже и талантливый режиссер, и этот плюс затмевает все минусы советского Харви Вайнштейна.
В пьесе Булгакова, тем не менее, Якин выглядит совершенно иначе. Это «молодой человек в берете и штанах до колен и с бородой, растущей из-под подбородка» и, стало быть, расчет со стороны Зинаиды мог ей самой казаться искренней страстью.
Зинаида:
— Это настоящее чувство, а все остальное в моей жизни было заблуждением.
Зинаида в пьесе Булгакова (этот эпизод не вошел в фильм), несмотря на все свое легкомыслие, не только расчетлива, но еще и мелочна — вдобавок к тому, что убегает с любовником, вытрясает у мужа последние деньги на текущие расходы.
Зинаида:
— Дай мне, пожалуйста, денег на дорогу, я тебе верну с Кавказа.
Тимофеев:
— Вот сто сорок… сто пятьдесят три рубля… больше нет…
Зинаида:
— Ну, поцелуй меня. Прощай, Кока. Все-таки как-то грустно… Ведь мы прожили с тобой целых одиннадцать месяцев!
Зинаида — не злая женщина, просто она эгоцентрична до нарциссизма, и ее внимание целиком сконцентрировано на себе любимой и своих чувствах и переживаниях. Она даже не задумывается о том, что своим поведением причиняет страдания близким людям. Она уверена, что Шурик ее любит, но полагает, что ради ее счастья он готов (или должен?) пойти на любые жертвы.
Не удивительно, что его сдержанная реакция на известие о том, что она уезжает с любовником, вызывает у нее недоумение, переходящее в плохо сдерживаемое раздражение:
― Однако я пoражаюсь твoему спoкoйствию! И знаешь, Шурик, как-тo даже вoт тянет устрoить скандал!
Проходит не так уж и много времени, и Зинаида возвращается домой. Якин, увы, как и многие «талантливые режиссеры», оказался легкомысленным и ненадежным человеком (кто бы мог такое подумать!).
― Негoдяй! Пoдлец! Я брoсаю мужа, этoгo святoгo челoвека сo всеми удoбствами. Гениальнoгo изoбретателя. Еду к этoму… пoдлецу!
Стоит заметить, что слов про «святoгo челoвека сo всеми удoбствами», прозвучавших в фильме, в пьесе Булгакова не было. Удобства в отдельной, хотя и не слишком просторной квартире Шурика в форме телевизора, пылесоса и холодильника действительно есть, но они достаточно скромные. И у современного зрителя, привыкшего видеть если не в жизни, то в кино роскошные виллы, пентхаузы и яхты богачей, они вызывают чувство недоумения.
Что же, и уровень жизни трудящихся, и взгляды на то, каким он должен быть, меняются. В 1970-е годы популярные деятели кино, актеры и режиссеры жили, конечно, лучше чем средний советский гражданин. Но контраст между миром богатых и бедных не был еще столь разителен, как в наше непростое время.
Приведем пример. Известно, что за исполнение ролей в «Иване Васильевиче» Леонид Куравлёв получил 2312 руб., Александр Демьяненко, он же Шурик — 1660 руб., а Наталья Селезнева (Зиночка) — всего лишь 362 руб. Деньги по тем временам не такие уж и маленькие, но если сравнить их с доходами современных популярных артистов — в сущности мизерные. Впрочем, Леонид Гайдай за свои два амплуа — режиссера и сценариста — получил значительно больше, аж целых 7943 руб.
В фильме соперница Зиночки, с которой она застала Якина, названа кикиморой, в пьесе же это просто «неизвестная дама» (начинающая актриса?), при этом еще и курносая («Я же не могу снимать картину без курносой!» — заявляет Якин, но что скрыто за этими словами, нам остается только догадываться); вдобавок выясняется что ревнивая Зиночка, увидев эту сцену, ударила — но не курносую, которая, возможно, могла дать сдачи, а режиссера.
Иоанн Грозный, привыкший выступать арбитром в многочисленных спорах и семейных дрязгах своих приближенных, принимает активное участие в ссоре Зинаиды и Якина. Якин сразу же не понравился ему и своим несолидным видом, и ненадежностью, и он встает на сторону Зинаиды.
Иоанн:
— Какая это курносая сидела у тебя?
Якин:
— Это эпизод, клянусь кинофабрикой! Зинаида Михайловна не поняла!
Иоанн:
— Любишь боярыню?
Якин:
— Люблю безумно!..
Иоанн:
— Как же ее не любить? Боярыня красотою лепа, бела вельми, червлена губами, бровьми союзна, телом изобильна… Чего же тебе надо, собака?!
Якин.
— Ничего не надо!.. Ничего!
Иоанн:
— Так женись, хороняка! Князь отпускает ее.
В фильме все происходит так же, как в пьесе, вот только комплимент Иоанна боярышне звучит в укороченном формате:
— Ах, бoярыня, красoтoю лепа, червлена губами, брoвьми сoюзна. Чегo ж тебе еще надo, сoбака?
― Ничегo не надо, ничего.
― Ну так и женись, хoрoняка, князь oтпускает ее.
Считается, что описание достоинств Зиночки, данное Грозным, было заимствовано Булгаковым из сочинения князя Ивана Катырева-Ростовского, где он давал «словесный портрет» царевны Ксении Годуновой, дочери царя Бориса Годунова.
В чем причина того, что из фильма Гайдая исчезли слова «телом изобильна»? Существует, как это ни удивительно, несколько объяснений.
Одна группа экспертов утверждает, что стандарты красоты в 1970-х годах XX века существенно отличались от средневековых, поэтому «изобилие тела» (оно же «боди-позитив») уже не отвечало духу времени.
Другие знатоки настроены не столь категорично, однако считают что актриса Наталья Селезнева, несмотря на всю свою женскую привлекательность и красоту, под этот образ явно не подходит.
Но не исключено, все дело в том, что несмотря на то, что в советских фильмах снималось множество красивых актрис, советское кино того времени, тем более, не имевшее грифа «16+» и рассчитанное на широкий круг зрителей, являлось, как это ни удивительно, в некоторой степени «бесполым». И в нем не было, в соответствии с известным высказыванием времен перестройки, ни секса, ни даже слишком явного намека на него. Поэтому слова, в которых звучала недвусмысленная похвала телесным прелестям актрисы (независимо от того, была ли ее фигура «бодипозитивной», или «бодинегативной»), показались худсовету чересчур смелыми и вызывающими.
А вот фраза-мем самой Зинаиды, обращенная к Якину:
― Да перестань ты нервничать! Ну Иoанн, ну Грoзный, ну чтo тут oсoбеннoгo?
Действительно, перепугавшись поначалу, Зинаида быстро освоилась с тем обстоятельством, что в ее квартире появился легендарный царь Иван Грозный. Во всяком случае, отнеслась к этому гораздо спокойнее, чем Якин, Шпак или сам Шурик.
Дело тут не в наивности Зинаиды или полном отсутствии у нее воображения, а скорее в эгоцентризме — актерском и человеческом. Красавица убеждена в том, что весь мир вращается вокруг нее, и происходящие рядом события интересны ей лишь постольку, поскольку они непосредственно затрагивают ее саму. Шурик притащил из прошлого Ивана Грозного, и ей лестно чувствовать, что она была замужем за гениальным изобретателем — во всяком случае, это предмет, которым можно похвастать перед своими знакомыми и поклонниками.
Ну, Иоанн, ну Грозный… Пусть этим занимаются историки или, быть может, компетентные органы, а у нее своя жизнь и свои заботы. Ее ждет поездка в Гагры с Якиным, счастливым обладателем вотчины в Костроме, и блистательная карьера, которую, вне всяких сомнений, ей сулит замужество с крупным режиссером.
Заметим, что в пьесе Булгакова Иоанн, смягченный мольбами Зинаиды, меняет гнев на милость и жалует Якина вотчиной в Костроме и рясой с царского плеча (а не шубой, как в фильме). Однако единственное желание молодого дарования — поскорее унести ноги из этого сумасшедшего дома.
В ленте Гайдая Зинаида напоследок еще успевает пококетничать с Грозным.
― Пoзвoльте Вас пoблагoдарить за все! А Вы oчень темпераментный челoвек!
В ответ на это царь произносит ей на ушко шепотом слова, которые вгоняют далеко не робкую Зинаиду в краску и вызывают приступ жгучей ревности у Якина. Что именно говорил актрисе царь, осталось неизвестным, поскольку в пьесе Булгакова этой сцены нет, и зрителю остается лишь догадываться об этом — как гласит народная мудрость, каждый волен понимать в меру своей испорченности.
Отметим еще один момент. На самом деле то, что Зинаида уходит от мужа к режиссеру Якину (во сне Тимофеева), не вызывает у нас особого удивления, тем более что она, по ее собственным словам, уже развoдилась три раза (Зюкина мы не считаем). Как-никак, она киноактриса, и, судя по всему, уже достаточно востребованная. А Тимофеев — хотя и талантливый изобретатель, но ему пока еще не удалось ничем прославиться. И нас удивляет не столько измена Зины, столько тот факт, что она вышла замуж за простого, вдобавок чудаковатого, инженера, а не за кого-то из мира кино или, к примеру, видного чиновника или важного генерала. Быть может, во времена Булгакова такой союз не считался мезальянсом?
Фильм имеет счастливый конец, и Шурик, проснувшись, узнает, что Якин почудился ему во сне, и на студии нет такого режиссера. Тем не менее нам трудно избавиться от чувства тревоги — остаются еще и Молчановский, высокий блондин и некий Зупперман, да и другие коллеги по актерскому ремеслу, в большинстве своем обаятельные, симпатичные, а некоторые даже и знаменитые.
Не говоря уже о том, что талантливые режиссеры (во всяком случае, имеющие репутацию таковых) тоже время от времени громко заявляют о себе. И некоторые из них, если не все, обращают самое пристальное внимание на хорошеньких молодых актрис, обещая им великое будущее, если… (если что, я думаю, вы легко можете догадаться). И не обязательно, что их фамилия будет начинаться на «Я» — в русском алфавите, как известно, насчитывается целых тридцать три буквы.
С точки зрения благопристойности и норм морали мы, конечно, радуемся, что жена Шурика Зинаида не заводила романов и не собиралась в Гагры с Якиным. Но из песни слова не выкинешь, и зрителю гораздо интересней образ легкомысленной и самовлюбленной красавицы, роковой женщины, который мы увидели во сне Шурика.
Сны — пусть искаженное, но отражение реальности, в котором человек иногда начинает видеть то, о чем он до этого мог лишь догадываться. И кто знает, быть может, тревожное сновидение Шурика не было столь уж безосновательным?
Продолжение следует…
Вот сейчас за статью ставлю 4.
Во-первых, Якин в фильме не такой уж "не слишком умный". Он неплохо знает старославянский, к тому же быстро выходит из "положения жертвы".
И, во-вторых, в русском языке, безусловно, 33 буквы, но нет фамилий, которые начинались бы на мягкий или твёрдый знаки.
Оценка статьи: 4
0 Ответить