• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Чем связаны П.П.Бажов и К.П.Брюллов? Малахитом!

И понесло меня по камням… А как все прозаично начиналось — поход по магазинам. А потом — селенит, аметист, сказы П. П. Бажова. Добрался я до малахита, чтобы уж закончить эту цепь, до малахитовой шкатулки. Начал просматривать сайты — водоворот, гигантская воронка информации, которая затягивает со страшной силой. Сплошные параллели и раздвоения!

Итак, малахитовая шкатулка досталась в наследство.

«У Настасьи, Степановой-то вдовы, шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там, серьги и протча по женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой, как он еще жениться собирался.»

Из этой фразы следует, что была Медная гора, что был добытчик камней, что были изделия из этих камней (т.е. камни были самоцветами), что изделия были немалой стоимости (свадебный подарок).

Как пишут исследователи, малахит известен в России с 17 века. В 18 веке француз Шапп д’Отерош описал уральский малахит (его книга была издана во Франции) и тем прославил русский малахит в Европе.

Камень постепенно стал популярным, он входил в коллекции не только музейные, но и частные. Следует отметить присутствие в коллекциях и малахита зарубежного — из Гарца, Банната, Камсдорфа.

Собирали не только образцы, предметом гордости коллекций были малахитовые глыбы. Среди них два монолита музея Горного института в Санкт-Петербурге. Один весом 1,5 т, другой весом чуть более 0,5 тонны. (Ещё один монолит малахита весом около 0,5 тонны хранится в Нижнетагильском историко-краеведческом музее.)

Цитирую историков:
«Представление о том, каким могло быть частное собрание малахита тех лет, даёт дошедшая до нас полностью коллекция графа Н.П.Румянцева (хранилась в МГГА). Два реестра кабинета, 1828 и 1845 годов, содержат интересный материал о ходе знакомства с уральским камнем.

Первый — так называемой коллекции Большого формата — отмечает поступления штуфов Турьинских, Богословского и Гумешевского рудников, малахита медистых песчаников Прикамья, редких образцов малахита на кварце Берёзовского золоторудного месторождения.

Второй — коллекции Малого формата — содержит описания малахита из рудников Златоустовского горного округа — особой достопримечательности уральского малахита. Коллекция в целом изобилует всеми разновидностями камня: лучистыми плёнками, розетковидными и веерообразными игольчатыми кристаллами, сноповидными лучистыми пучками, сталактитами, простейшими почковидными корочками и великолепными почками, правильно образованными кристаллами и штуфами окисленной медной руды, где в пустотах расселись малахитовые шарики-сферолиты, сложенные тончайшими волоконцами, нереально зелёные, с мягкой бархатистой поверхностью срезы окаменелого дерева, пустоты которого заполнены малахитовыми кристаллами или теми же шариками-сферолитами."

«Н.Н.Демидов (наследник и продолжатель дела своего деда Акинфия Демидова — горнозаводчика) владел богатейшим собранием малахитовых вещей. В 1808 году среди драгоценностей его дома была всего лишь одна-единственная малахитовая прямоугольная табакерка в золотой оправе. Её берегли наравне с фамильными драгоценностями: год за годом она переходила из описи в опись с неизменной припиской „имеется на месте“. В 1815 году в доме насчитывалось уже тридцать вещей с малахитом. Среди них камин, столы — большие и малые, с богатыми золочёными бронзами, вазы и чащи, масса кабинетных форм, светильников, украшенных малахитом, ювелирные изделия.»

«С 1838 года императорский дом начинает соревнование с Демидовыми в размерах малахитовой роскоши. Демидовский зал послужил прототипом ещё более роскошного убранства Золотой гостиной императрицы в Зимнем дворце. Облицовка малахитом пилястр, колонн, каминов дала ей название Малахитовой.»

А теперь вернемся к «Малахитовой шкатулке» П. П. Бажова.

«Барин тут при всех и говорит:
 — Выходи за меня замуж. Согласна?
Танюшка только усмехнулась:
 — Не под стать бы ровно барину такое говорить. — Сняла уборы и ушла.
Только барин не отстает. На другой день свататься приехал. Просит-молит Настасью-то: отдай за меня дочь.
Настасья говорит:
 — Я с нее воли не снимаю, как она хочет, а по-моему — будто не подходит.
Танюшка слушала-слушала да и молвит:
 — Вот что, не то… Слышала я, будто в царском дворце есть палата, малахитом тятиной добычи обделанная. Вот если ты в этой палате царицу мне покажешь — тогда выйду за тебя замуж.»

Таким образом, в сказе точно указано время действия — не ранее 1838 года. И поставщик малахита — А. Н. Демидов.

Следует сказать, что и Н. Н. Демидов, и А. Н. Демидов были щедрыми благотворителями, а часть тех денег, которые А. Н. Демидов тратил на свои благотворительные проекты, была заработана продажей малахита
В частности, А. Н. Демидов заказал и оплатил Карлу Брюллову картину «Последний день Помпеи», показал ее в Европе, а затем подарил ее императору Николаю Первому.

(Именно этот размах — малахитовые колонны — послужил, с одной стороны, славе малахита, а с другой — его закату. Как только из полудрагоценного камня он превратился в отделочный материал, стоимость изделий из него резко упала, а соответственно и спрос.)

Рассказанное здесь — капелька истории русских самоцветов. И сколько еще интересного можно нарыть в горах исторического материала!

Читайте сказки!

Статья опубликована в выпуске 12.12.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: