Татьяна Максименко Профессионал

Мифологические лодки: а был ли шанс прокатиться?

В мифологии разных народов некоторое внимание уделяется, в том числе, и транспортным проблемам. При этом современные учёные, как ни стараются, не могут найти в мифологических сказаниях ни одного упоминания о трамваях, троллейбусах или автомобилях. То ли дело — колесница или ладья: ездят (плавают) в них персонажи часто и охотно.

Как нам известно, все мифологические миры построены по принципу строгой иерархии. Есть там самые главные начальники-божества, есть фигуры поскромнее — например, культурные герои. Место людей в мифологических сказаниях обычно где-то в хвосте этого «парада авторитетов». Соответственно, пользоваться транспортом небожителей люди могли лишь с большой оговоркой.

Мифологии разных народов допускают разную степень «демократичности» такого средства передвижения, как ладья. Припомним-ка самые известные мифологические лодки, барки, корабли и посмотрим, каковы были в древних сказаниях шансы простых людей в них прокатиться.

Ладья Харона

Пожалуй, это самая демократичная единица мифологического речного хозяйства. Люди в мифах Древней Греции активно пользовались этой лодкой, а также услугами штатного перевозчика через Стикс. Единственный нюанс: сначала надо было умереть. Почти каждый честный покойник мог рассчитывать на этот сервис, ведь перевозить народ и было работой Харона.

За проезд следовало платить. С этой целью как элемент погребального обряда каждому покойнику под язык клали монету — обол. А вдруг желающий прокатиться окажется без денег? Тогда кондуктор не возьмёт его на борт. И очень важно было должным образом соблюсти обряд при прощании с покойным: от этого зависело, как его встретят в потустороннем мире.

В каждом транспорте есть люди, которые, размахивая удостоверением, требуют бесплатного проезда. Было такое «удостоверение» и в речном транспорте древнегреческой мифологии. Им выступала Золотая Ветвь, сорванная в роще Персефоны. Сказания сохранили имена героев, которые пользовались удостоверением при переезде через Стикс: это были Геракл, Пирифой и Тесей.

Две ладьи египетского Ра

Пожалуй, самым «закрытым» для людей транспортом были ладьи египетского бога Ра. Только для служебного пользования! Днём Ра плавал по Небесному Нилу на барке по имени Манджет, а вечером пересаживался на барку Месектет, чтобы всю ночь плыть да плыть по Подземному Нилу. Скучновато, казалось бы. Но это только на первый взгляд. В подземном мире на него нападали Силы Мрака, и Ра сражался с ними. Какие уж там пассажиры… Только мешали бы, наверное.

Ноев ковчег

А вот этим средством передвижения воспользовалось, согласно преданию, всего-то одно человеческое семейство. Глава семьи сам же ковчег и смастерил, получив свыше подробнейшую инструкцию по его изготовлению и утверждённые правила эксплуатации. Сыновья Ноя — Сим, Хам и Иафет — стали родоначальниками всего послепотопного человечества, но в Ковчеге уже никто после них не плавал. По преданию, судно бросило якорь навсегда где-то на горе Арарат.

Нагльфар

Самый шокирующий мифологический корабль придумали всё-таки жители древней Исландии. Базируется он в Царстве Мёртвых и пока что стоит на приколе. Выплывет он на простор лишь тогда, когда будет официально объявлен конец света и настанет Вселенский Потоп. Этот корабль называется Нагльфар.

Стоя в потустороннем доке, Нагльфар постоянно ремонтируется и достраивается, почти как корабли Черноморского флота. Только вот материал для его постройки необычен. Это… ногти мертвецов. Все древние исландцы хорошо помнили о нуждах кораблестроителей, а поскольку в готовности Нагльфара к открытому плаванию никто не был заинтересован, то и ногти своим покойникам стригли коротко-коротко. Это было важной частью древнеисландского погребального ритуала. Нет, в Нагльфар садиться, думаю, мы и сами отказались бы.

Приятно порассуждать об этих неуютных, хоть и экзотических, средствах передвижения, сидя, к примеру, в купе мягкого вагона. Впрочем, одно их бесспорное достоинство надо отметить: всё-таки они никогда не стояли в «пробках».

Обновлено 11.01.2008
Статья размещена на сайте 23.11.2007

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: