Ольга Конодюк Грандмастер

Театр кукол. Когда и где он родился?

Театр кукол пережил тысячелетия, десятки исторических укладов.
Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами в Египте.
Женщины ходили из деревни в деревню с песнями. Они в своих руках несли небольшие статуэтки и приводили их в движение с помощью веревочек. Такие куклы встречаются в Сирии, Латинской Америке.

Археологические раскопки помогли увидеть картину древнейшего празднества в 16 веке до нашей эры.
Греческая традиция распространяется и на Древний Рим. Почти в каждом доме в Риме были свои коллекции кукол. Кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали.

Артисты-кукольники бродили с ящиками по странам Европы. Они показывали историю рождения Христа и историю царя Ирода. Для театра характерно обращение к фольклору. Со временем появились и декорации, они обозначали место действия. Но неизменным было восхищение человеком свойствами оживающего предмета. Куклы, дошедшие до нас, отличались изяществом, красотой отделки и изобретательностью. До нас дошла игрушка «летающий голубь» — прообраз будущих самолетов. Это удивительная фигурка поражает своей тонкой работой.

Первые кукольные спектакли сохранились в памяти людей как одна из форм магии и заклинания. Существовало мнение, что умершие люди обладают магической магией и могут оказать покровительство и помощь живущим. Для привлечения духов умерших изготавливались фигурки, в которые они якобы могли вселиться. Сами души умерших представляются многими народами в виде теней. Так возник один из оригинальных видов театрального зрелища — теневой театр.

В театрах кукол, начиная с древних времен, существовали типические образы. Но рядом с ними появлялись герои «сиюминутные». Наряду с героями басен, легенд, персонажами фольклора и древней литературы действовали популярные фигуры, «портретные» куклы. Неслучайно театр кукол со временем превратился в свою рода «кладовую», сокровищницу типов жизни и многих сюжетов. Ученые Италии, Румынии, Германии доказали, что сюжеты произведений «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Фауст» и многие другие были известны задолго до Шекспира и Гете в представлениях кукольников.

Легенды донесли до нас немало историй китайских кукольников, которых императоры наказывали за «дьявольское искусство». Тяжко пришлось и тем, кто работал в Европе. Кукольников отправляли в тюрьмы, сжигали на костре. Но театр кукол выжил и стал бессмертным. Так, итальянцы считают своим героем Пульчинеллу. Придуманный в пору Ренессанса герой отзывается о человеческих пороках и нравах и сегодня. Он был радостью народных карнавалов, веселых народных игрищ.

Через двести и триста лет этот герой появится в Лондоне и Париже, Праге и Москве. А еще через несколько поколений Полишинель — так его стали называть во Франции — станет любимым героем детей и взрослых. Французы и сегодня говорят о Полишинеле с удовольствием. Огромные его глаза смотрят то озорно, то весело, то сердито, то негодуя. Все зависит от того, как повернуть куклу.

А кто не знает любимого всеми Петрушку? Он быстро стал любимцем народа. Его проделки были по душе русским людям.

Известно ли вам, что дома у Константина Сергеевича Станиславского был свой кукольный театр?
Многие деятели культуры создали для кукольников произведения. В пятнадцати пьесах Шекспира упоминается о куклах или театре марионеток.

Традиционный театр кукол существует почти во всех странах мира. И сейчас, словно 100 — 200 лет назад, артисты кукольных театров стремятся повеселить своих зрителей, пошутить вместе с ними. Есть театры, где высмеивают нерадивых людей, шутки могут быть и злыми.

В тридцатые-сороковые годы в европейском театре кукол произошли изменения. Родилась новая система работы с куклой. Произошло это впервые у нас, в Центральном театре кукол под руководством С. В. Образцова. Они встали рядом. Человек и кукла-марионетка. Этот театр был открыт в 1931 году.

Сергей Владимирович Образцов, знаменитый советский кукольник, работал с «ручной куклой», которая надевается на руку. Он был известен как оперный, а потом как драматический актер. Но постепенно его увлечение куклой переросло в профессию. Он сам сделал куклу-негритенка. Попробовал спеть с нею романс. Подлинную славу сделала ему кукла Венера. «Кандидат околовсяческих наук, лектор по всем вопросам». Куклы занялись пародией на плохих исполнителей. А в пародийном номере «Вернись, я все прощу» кукла надевалась на голову артиста, а руками ее становились живые руки самого Образцова. Он то заламывал руки, то теребил ожерелье или поправлял кукольную прическу. К тому же Сергей Владимирович был прекрасным рассказчиком и обаятельным человеком. Все, кто его знал, говорили, что слушать его — было одно удовольствие.
Ни одного концерта в стране долгие годы не проходило без участия актеров театра Образцова.

Актеры, уходя домой, прощаются с куклами до утра. Ни один актер не знает, что с ней происходит ночью. Кукольники — странные люди. Разумный и нормальный человек уверен, что кукла сделана из… А для актера — она живая.
Сколько бы раз они не играли вместе, перед выходом на сцену всегда актер смотрит своей кукле в глаза… ]

Обновлено 4.02.2008
Статья размещена на сайте 25.11.2007

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: