• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Татьяна Максименко Профессионал

Знаете ли вы сказки Хаяо Миядзаки? Часть 1

Японские мультфильмы очень эмоциональны, трогательны, но иногда их мотивы и образы выглядят несколько странно. Восприятие продукта чуждой культуры не всегда беспроблемно: всё-таки мы слишком разные. До сих пор помню некоторую озадаченность от просмотра знаменитого «Корабля-Призрака». Однако, среди других фильмов, продукция студии Ghibli, одним из основателей которой является Хаяо Миядзаки, выделяется некоторой адаптированностью именно для европейского восприятия.

Хаяо Миядзаки — автор сценария либо режиссёр почти всех анимэ от студии Ghibli (как вариант — и то, и другое). Он — настоящий «гражданин мира» в лучшем значении этого слова. Его безудержное воображение с лёгкостью комбинирует европейские и традиционно японские мотивы. Помноженные на мастерство художников студии Ghibli, они становятся долгими захватывающими сказками невиданной красоты.

Небесный замок Лапута, 1986 г., 124 мин.

Знаете ли вы, что в небе есть летающий рукотворный остров-государство, который носит имя Лапута? Создала его некогда высшая раса людей, которая давно утратила свое могущество. Лапута безлюдна. Но вся сила её создателей сосредоточена в техническом совершенстве лапутянских военных механизмов, которые только и ждут, чтобы их разбудили. Злые силы на Земле изучили Древнее Знание и стремятся овладеть мощью Лапуты. У них есть летательные аппараты и армия. Нет одного — Волшебного Камня, который указывает путь к небесному острову.

Камень есть у девочки Люситы. Сита — лапутянская принцесса, но она не знает об этом: её предки почти утратили Знание, а Камень передали ей как волшебный амулет. Сита обнаруживает, что её персоной начинают интересоваться разные силы: её похищают военные, пытаются отбить пираты…

Спасаясь от злоключений, Сита встречает Фазу, мальчика-подмастерье из рабочего посёлка. Он тоже слышал о Лапуте и хочет её найти, раз это не удалось в своё время его отцу. Но не военная техника интересует Фазу: затерянный небесный остров — скорее воплощение прекрасной мечты.

Пройдя через погони и приключения, дети всё-таки попадают на волшебный остров. Там Люсита вспоминает историю своего рода, а Фазу видит прекрасный мир, на пути к которому погиб его отец. Как истинная повелительница Камня, Сита препятствует военному захвату Лапуты и использованию её мощи во вред людям. Фазу во всём помогает девочке.

Тот мир, где живёт Фазу и откуда военные снаряжают воздушную экспедицию, некоторыми деталями напоминает… Советский Союз. К примеру, форма военных очень похожа на советскую. Их пулемёты — копия «Максимов», а главного злодея зовут Муска (Moscow?). К тому же Фазу любит играть на инструменте, очень напоминающем пионерский горн.

Выразительная, очень лиричная музыкальная тема не оставит равнодушным ни маленького, ни взрослого зрителя. Особенно ярко она «подсвечивает» первое знакомство детей с покинутым миром, где остатки цивилизации пали под натиском дикой природы. Картины заброшенного острова поразительно красивы.

Ведьмина служба доставки, 1989, 103 мин.

Кое-что новое из жизни ведьм: оказывается, это милейшие дамы, использующие колдовство лишь в добрых целях. Но, чтобы стать настоящим мастером своего дела, каждая девочка-ведьма должна в 12 лет на целый год уйти из дома и самостоятельно найти применение своим необычным знаниям. Кикки и её черный котёнок Дзидзи решают поселиться в прекрасном городе у моря. Фильм рассказывает о том, как Кикки находит друзей, как открывает своё «дело» — воздушную службу доставки (на метле, естественно). Не всё идёт гладко, но, преодолевая трудности и сомнения, девочка обретает уверенность в своих силах и получает необходимую «квалификацию».

То место, где поселяется маленькая ведьма — с любовью созданный художниками, головокружительно красивый европейский город начала ХХ века. Под крики чаек горбатые улочки, прогретые солнцем, ведут к морю. Среди города — башня с часами, мерно отсчитывающими время в городском шуме. Суета центра и уют каменных окраин. На некоторых домах видны гербы, похожие на австрийский. Музыка, больше всего напоминающая венские вальсы, подчёркивает элегантность и утончённость этого достаточно динамичного мира…

Продолжение следует

Статья опубликована в выпуске 26.01.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (21):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Прикол тематический

    Оценка статьи: 5

  • Вот тут возник идиотский вопрос насчёт аниме про Лапуту. Даже не один.
    Когда генерал схватил пиратов во главе с мадам Дорой, то велел связать их какой-то хлипенькой верёвочкой, которую Пазу в минуту перочинным ножиком перерезал (и ножик-то был дрянной, как типа у Тома Сойера). Не мог догадаться в кандалы заковать?
    И вот ещё генерал, хватаясь награбленными на Лапуте сокровищами, крикнул пиратам: "Ну а для вас мы приготовили более подходящий подарочек!" и показал, что именно имеет в виду, изобразив удавленника. Что он, идиот - на себе показывать? Хуже нет ведь приметы!

    • Когда генерал схватил пиратов во главе с мадам Дорой, то велел связать их какой-то хлипенькой верёвочкой, которую Пазу в минуту перочинным ножиком перерезал (и ножик-то был дрянной, как типа у Тома Сойера). Не мог догадаться в кандалы заковать?

      Так генерал же не мент, а военный. Не таскают они с собой кандалы -- не ППС-ники же. Чем нашли -- тем и связали.

      Причём не думаю, что генерал САМ решал вопрос связывания -- не снисходят полосатые штаны до таких мелочей. Вязали какие-нибуль прапорщики, думая об одном: "Мы тут фигнёй занимаемся, а остальные рыжьё тырят!"

      Оценка статьи: 5

      • Не думаю,что Лапуту искала простая пехтура. Какиенть спецвойска. У нас были войска НКВД, дивизия имени Дзержинского - весь инвентарь у бойцов этих подразделений присутствовал. Да и генерал, когда вязали пиратов, был тут же, не отходил.
        Опять же эти, которые при Муске - на разведчиков как-то мало похожи, ну на крайняк "топтуны" из "наружки", а так как-то сильно смахивают на простых полицейских в штатском. Такие же неуклюжие, полагаются в основном на грубую силу. Один вот Пазу ударил по бошке рукояткой ливорверта. Кста, ливорверт - оружие тоже скорее полицейское, нежели шпионское, профессионал этакую фигню в руки не возьмёт.

        • Не думаю,что Лапуту искала простая пехтура. Какие-то спецвойска.
          Присмотритесь внимательно и к форме, и к сапогам, и к вооружению, и к рожам. Обычная пехотная часть.

          Курировал операцию полковник ГБ, который, как обычно, вёл свою игру.

          У нас были войска НКВД
          Этим незачем было таскать с собой наручники. Пуля в затылок -- и весь разговор, наручники-то зачем?

          Опять же эти, которые при Муске - на разведчиков как-то мало похожи
          Зато на гебульников -- 1:1

          Кста, ливорверт - оружие тоже скорее полицейское, нежели шпионское, профессионал этакую фигню в руки не возьмёт.
          Не соглашусь. У револьвера есть одно ценное качество: не теряются гильзы. Это затрудняет расследование.

          Оценка статьи: 5

  • А вот вам цитадель, где Муска окопался.

  • А вот шахтёрский город.

  • Вот ещё нашёл вам картиночгу. Это Ситу только забрали из Гондоа и по приказу Муски доставили в воздушный порт, чтобы отправить в цитадель, где готовилась экспедиция к Лапуте.

  • Живет в контексте культуры мировой, да, правильно. Для европейского разума порой все в этих мультфильмах парадоксально.

  • Насчёт Муски. Полное имя Romuska и внешне респектабельный вид в элегантом костюме, сочетающийся со зловещей усмешкой, напоминают Ромашку-Ромашова из "Двух капитанов", тем более что миядзаковские искатели приключений действуют фактически пот тем же девизом "Бороться и искать, найти и не сдаваться" ^___^ И память об умершем отце опять же...

  • Что касается. Город, куда прилетела Кики, объединил черты городов Балтики, Швеции и Средиземноморья. Кста, машины по улицам ездят всё итальянских марок. Ещё когда Кики пролетала под аркой и её чуть не затёрли два автобуса, на одном мы видим рекламу Ghibli ^___^
    Интересно, что старушка-служанка очень похожа на мамашу пиратов. И тоже любит дирижабли ^_- А хозяйка, пекущая пирог внучке - будто постаревшая Джина из Порко Россо.
    Стоит обратить внимание на картину, увиденную Кики в домике Урсулы. На самом деле её нарисовали в интернате дети-инвалиды под впечатлением от работ Марка Шагала и подарили Миядзаки.
    Когда Кики чувствует, что подошёл день отлёта, мы видим на столике в её комнате фигурки Тотторо и его детёнышей. А сама Кики похожа на подросшую Мэй. Папа же без изменений перешёл из Tonari-no Tottoro.
    По пути в город Кики обгоняет необычной кострукции самолёт. Такие выпускались в 20-е годы фирмой Капрони в разных вариантах - как бомбардировщик и пассажирский. Тот, что попался Кики - очевидно, мирный. Вообще, судя по присутствию дирижабля, действие происходит ещё в довоенную пору, правда, несколько не стыкуется с этим карманный радиоприёмник, но возможно, это детекторная модель...
    Теперь о Лапуте. Старик, встретившийся детям в шахтах, вообще-то в прошлом был минёром. Потому и привык здесь бродить. А вы заметили, что когда он показывал, как светятся в темноте вркапления удивительного "летучего камня" - aetherium`а, то это очень похоже на звёдное небо? Меня и моих девочек завораживает этот момент...
    Лепящийся к кручам городок вообще-то сущетсвует в реальности в Уэльсе. Там до сих пор ведутся разработки чёрного сланца, из него сложены постройки в местных городках, поэтому они как в страшилке: "В чёрном-чёрном городе чёрная-чёрная улица..."
    Только трое из восьми пиратов Доры явлюятся её сыновьями! Это я прочёл на англоязычном сайте по работам студии Ghibli. Остальные - это, надо думать, племянники и, вероятно, внуки...
    Боцман и механик на галеоне Доры узнаётся в персонажах последующих работ Миядзаки - оружейнике, у которого чинил пулемёт и покупал патроны Порко, и кочегаре купален Юбабы - неутомимом труженике Камадзи, вкалывающем круглосуточно, не покладая всех восьми конечностей, напоминающих паучьи лапы ^___^
    Далее. Весьма выдающиеся работы Миядзаки - Навсикая из Долины Ветров и Порко Россо вы вообще не упомянули. Вторую из них я осветил в ШЖ буквально на днях. Также довольно давно уже отписал о Замке Калиостро.
    Типичная для работ Миядзаки девочка появляется уже в самой первой, она присутствует и в работах Ghibli, которые вели другие режиссёры. В Замке Калиостро, Навсикае, Порко Россо у неё рыжие волосы, в Лапуте, Тотторо, Службе доставки, Мононокэ-химэ и Шёпоте сердца - чёрные.
    Навсикая чем-то удивительно напоминает "Улитку на склоне" Стругацких! Даже объяснять не буду - посмотрите сами и поймёте.
    Да. О Порко Россо - сейчас вступил в сообщество по Миядзаки на ЖЖ, так там некая дама выложила фото Адриатического побережья Хорватии, в точности совпадающие с кадрами из аниме.

    • Ааааакласс!!!! Который раз убеждаюсь, что комменты на ШЖ в большинстве своем интереснее статей!

      ==Папа же без изменений перешёл из Tonari-no Tottoro==

      О да, про схожесть... отвечала сначала на коммент покороче, не прочитав этого. Да, да и еще раз да.

      у меня котлеты на кухне сгорели, пока читала. Я обязательно вернусь к Вашему комменту, спасибо!!!

      Оценка статьи: 5