Валентина Пономарева Грандмастер

Какой смысл вкладывали древние в символ змеи? Космогония

В древних цивилизациях символика змеи (змея) могла иметь множество значений, например, изображать изначальное пространство (океан), из которого все возникает и куда все возвращается.

У ацтеков змеедракон Сипатли, обитавший в первоначальном океане, был разорван на части богами Кецалькоатлем и Тескатлипокой, обратившимися в двух змеев. Голова Сипатли превратилась в 13 небес, туловище стало землей, а хвост расчленился на 9 преисподних. Само имя Кецалькоатля переводится как «Птица-змея», «Змея с драгоценными перьями». У индийского Вишну имелось бесконечное пространство Ананту, символизированное змеем Шеша, на котором бог спал во время Пралайи (вселенского небытия).

В архаических космогонических мифах Змея осуществляет разъединение и соединение неба и земли. Согласно мифам боливийских индейцев, когда небо упало на землю, Змей, обвившись вокруг них, разъединил и поддерживает это положение до сих пор. Так же поступила и китайская змеетелая богиня Нюй-ва.

Змей связан с Мировым Яйцом (египетский Неф, например). Он (или она) выполнял сторожевую функцию: обвивая некий первоначальный холм, охранял тайну жизни и рождения, цикличность явлений, скрытую силу. Иезиды присвоили змее статус самой могущественной в мире силы, носителя как добра, так и зла.

Помогая миру обновляться и возрождаться, змея таила одновременно угрозу разрушения: тот же индийский Шеша периодически уничтожал вселенную, изрыгая ядовитый огонь, так же как и мировой Змей древних германцев в конце мира — Рагнарёка. И сын Одина Тор, победив этого змея, все же умер от ядовитых укусов. Бог солнца Ра каждую ночь сражался со змеем Апопом (мраком и злом).

Уроборос Пояс или браслет в виде змеи (Уроборос в Греции) издревле символизирует вечный круговорот веков, преемственность, череду циклов распада и воссоединения, а волнообразно движущаяся змея практически во всех культурах соотносилась со временем и непрерывным движением.

Постепенно идея участия змея в обновлении мира утрачивается, место ее занимает образ Змееборца (Индра, Гор, Ра, Аполлон, Зевс, святой Георгий и др.). Змея становится врагом.

В японской мифологии богом бури Сусаноо побеждена змея Ямата-но-Ороти, в хеттской — бог Грозы сразил змея Иллуянку. И, конечно, не обойти греческого Тифона с сотней змеиных голов (способных лаять, шипеть, рычать), который в браке с полудевой-полузмеей Ехидной произвел на свет опустошительницу Химеру, леpнейскую Гидру — под стать сестре, к тому же расхитительницу скота, и др. Он был низвергнут под землю в наказание за бунт против Зевса, и там, связанный, т. е. обездвиженный, изрыгает в бессильной ярости пламя, сотрясая почву. А бог света Аполлон, как известно, убил рожденного Геей чудовищного змея Пифона.

Схожий смысл борьбы со злом имеют сюжеты, в которых рядом со змеёй присутствуют другие существа, символизирующие солнечное начало: орел со змеей в когтях (герб Мексики); олень, попирающий ее копытами (у хеттов).

Определив для змеи место во вражеском стане, человек дополнил ее символический портрет чертами коварства и хитрости, непосредственной причастностью к облику дьявола-искусителя. Выражения о змеином сердце двурушников и змеином жале лицемеров показывают это не менее убедительно, что библейская сцена в раю. Да и в архаичных текстах заговоров от змей и их укусов содержатся явные намеки на битву Змееборца.

Меняется время, меняются взгляды… А изменился ли сам Змей?

Обновлено 29.11.2007
Статья размещена на сайте 29.11.2007

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: