Владимир Рогоза Грандмастер

Как Петр I создавал «инструмент» для прорубания окна в Европу? Часть вторая.

Одним из важнейших результатов реформы армии Петром I стало создание национальной по духу системы подготовки офицерских кадров. Причем, как подчеркивал Петр, офицерами могли стать выходцы из всех сословий, «ежели таковые люди не только в экзерциции при кавалерии или инфантерии, но и в прочих военных науках, особливо в артиллерии или фортификации обученные».

Царь стремился не просто организовать подготовку офицеров, как военных профессионалов, но и дать им высокий социальный статус. «Офицерам всем дворянство и первое место», — помечает он в записной книжке. Петр намеренно ставит офицеров не просто вровень с потомственными дворянами, а отдает им первенство, видя в них свою опору в деле переустройства государства.

В ходе Северной войны производство в офицеры дворян, которые не служили в войсках, было практически прекращено. Основными способами комплектования офицерского корпуса стали: производство из солдат, унтер-офицеров и выпускников военно-учебных заведений, привлечение на службу иностранных офицеров. Теперь, чтобы стать офицером, дворянин должен был начинать службу простым солдатом и осваивать с «азов» основы военного дела или проходить курс наук в одном из учебных заведений: Морской академии, Навигацкой и Инженерной школах, Гардемаринской роте.

Окончание учебного заведения еще не гарантировало присвоения офицерского чина. Подавляющее большинство выпускников направлялось в войска унтер-офицерами и, только делом доказав профессиональную пригодность, получали первый офицерский чин. А выпускникам Навигацкой школы до производства в офицеры предстояло прослужить несколько лет волонтерами на военных кораблях Англии, Франции, Испании или Голландии.

На основе новых нормативно-правовых документов организуется обучение и воспитание войск. Причем обучение отличалось доходчивостью, простотой и практичностью; главной его целью стало — научить солдата осмысленно и умело действовать в бою. Предусматривалось раздельное обучение рекрутов и старослужащих солдат, а при необходимости — индивидуальное обучение.

Уже первый воинский устав петровского времени — разработанные в 1699 г. «Воинские артикулы» — содержал легко понимаемые простые приемы, перестроения и команды. Новые документы: «Ротные пехотные чины», «Статьи воинские», «Краткое обыкновенное учение», «Учение драгунское», появившиеся в 1700—1701 гг., подробно излагали требования к внутреннему распорядку военной жизни, обязанности военнослужащих и взаимоотношения между ними, приемы обучения солдат действиям в бою.

Коцебу А.Е. Победа при Полтаве Опыт, полученный в ходе Северной войны, был закреплен в документах: «Учение к бою по настоящему времени», «Для военной битвы правила». В них подробно разъяснялось, как «непрестанно тому обучать, как в бою поступать». Отдельные их положения на многие годы предвосхитили развитие военной мысли на Западе.

Результаты военных реформ были законодательно закреплены во многих нормативных актах того времени, но особое место среди них по праву принадлежит уставам воинскому и морскому и «Табели о рангах».

В 1716 году были приняты и введены в действие два военно-нормативных документа: «Устав воинский» и «Артикул воинский». Так как они стали издаваться одной книгой, их стали считать разделами «Устава воинского».

Устав содержал организацию полка, бригады, дивизии, армии, предусматривал формирование корволанта (конного корпуса) и корпуса резерва. Специальные главы были посвящены полевому штабу, квартирмейстерской службе, устройству лагеря, караулам, организации довольствия и медицинского обеспечения, правам и обязанностям высших военных чинов. В разделе «Об экзерциции» рассматривались вопросы обучения солдат строевым приемам и действиям в бою, способам походных передвижений, определялись права и обязанности полковых чинов.

«Артикул воинский» содержал сведения о нормах уголовного права, о воинской дисциплине и внутренней службе, вводил военную присягу и определял порядок ее принятия.

В 1720 году был введен в действие Устав морской. В нем излагались права и обязанности флотских должностных лиц от адмирала до матроса, тактика эскадры и кораблей в бою, все тонкости и особенности корабельной службы и быта, вплоть до пищевой раскладки и меню на все дни недели.
Петровские уставы значительно превосходили уставы западноевропейских армий, их положения без особых изменений действовали до конца XVIII века.

Принятая в 1722 году «Табель о рангах» закрепила единую систему воинских чинов, порядок чинопроизводства и продвижения по службе. Она состояла из росписи чинов, разделенных на 14 классов, по трем ведомствам — военному (гвардия, сухопутные войска, флот, артиллерия), статскому (гражданскому) и придворному, а также — 19 разъяснительных статей. Внесенные в него классы представляли перечень конкретных званий и должностей (например, генерал-фельдмаршал — I класс сухопутных чинов, интендант партикулярной верфи Санкт-Петербурга — VI класс морских чинов, фендрик — XII класс гвардейских чинов).

Военные чины были значительно выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. C получением человеком любого сословия первого офицерского чина фендрика, а с 1730 г. — прапорщика (XIV класс), он становился потомственным дворянином. На гражданской службе потомственное дворянство давал только чин коллежского асессора (VIII класс).

Созданный Петром I офицерский корпус России просуществовал до 1917 года, когда декретами ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» и «Об уравнении всех военнослужащих в правах» офицерские чины были упразднены.

Всего четверть века потребовалось Петру I, чтобы провести в государстве всеобъемлющую военную реформу, которая на многие десятилетия предопределила пути развития вооруженных сил России.

Обновлено 20.12.2007
Статья размещена на сайте 6.12.2007

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: