Жанна Магиня Грандмастер

Устарел ли Толстой, или Что молодежь думает о классике?

Спросите у любого школьника или студента — какие романы великого Льва Николаевича Толстого он знает. В лучшем случае вам назовут «Войну и мир». Булгакова знают благодаря недавней экранизации «Мастера и Маргариты». Спросите об операх Петра Ильича Чайковского. Не назовут ни одной. А у него еще и балеты были? Кто такой Мусоргский? Чернышевский? Бунин? И непременно попросите перечислить романы Пелевина или Акунина. Это у старших школьников или студентов. Расскажут многое. Читают их. Читают и Толкиена. У младших в почете Гарри Поттер, даже если они не знают, кто его автор.

На одном из тренингов дала задание по-своему закончить сказку Пушкина о спящей царевне. Выполнили только два человека. Остальные просто не поняли, о чем идет речь. Постеснялись уточнить. В детстве им эту сказку не читали. Они мультяшки смотрели о Томе и Джерри. Грустно? Смешно?

Что же происходит? На смену нашей классике приходят новомодные писатели. Их романы расходятся многомиллионными тиражами, книги становятся бестселлерами. Но на равноценную смену ли?

Шедевр не может устареть… Так обычно говорят истинные знатоки настоящего искусства. Все в мире относительно. Что считать шедевром? Почему одни произведения становятся классикой, а другие канут в Лету… В 15−16 лет прочитать и ПОНЯТЬ «Войну и мир»… Помню, как в 9 классе задали на лето прочесть роман Толстого «Воскресенье». Это было мучение. Я ничего не поняла. Но честно прочла весь роман. И в 30 лет я его перечитала. Нужно ли говорить о разнице восприятия?

Значительно в продвижении классики помогает телевидение. Книжный бум на булгаковского «Мастера и Маргариту» пришелся именно в дни показа сериала по РТР. «Золотой теленок» после новой экранизации с Меньшиковым в главной роли стал хитом продаж в книготорговле. «Идиот» Достоевского стал для многих молодых людей потрясением и «открытием» для себя Федора Михайловича. Начнут ли перечитывать Достоевского после многосерийного фильма «Преступление и наказание» — покажет время.

Вчера слышала разговор двух студентов: «Ты Понтия Пилата понимаешь?» — «А кто это?» — «Ты что? Стыдно быть таким серо-зеленым. Ты хотя бы Булгакова почитай. Сейчас немодно быть неграмотным. Девчонки засмеют.» Диалог меня вдохновил на эту статью и пролил луч света. Не все еще потеряно. У каждого поколения свои кумиры.

Поинтересовалась в нашей библиотеке — читают ли серьезную художественную литературу? Очень редко. Качественный перелом по отношению к чтению произошел в последние десятилетия. Многие школьники даже гордятся тем, что не любят читать.

Недавно был проведен социологический опрос среди молодежи 15−22 лет. Вопросы касались отношения к классике.
Что такое классика?
«Классика актуальна во все времена» (42%), «классика — то, что прекрасно, эстетически значимо» (20%),"классика отражает общечеловеческие ценности" (30%). Остальные отвечали по-разному, вплоть до того — «то, что проходят в школе» или «это придуманное понятие, никакой классики нет».

Кого они считают классиками?

Пушкина, Толстого, Достоевского и Шекспира — по 70% респондентов отнесли к классикам.
Лермонтова, Тургенева и Гоголя признали классиками только 60%.
Есенина и Горького — 50%, Дюма, Булгакова и Цветаеву — 40%. И по убывающей — Шолохов, Державин, Маяковский, Лондон, Конан-Дойл, Солженицын, Кристи и Зощенко. Странное соседство. Смешение вкусов и времен.

Сегодня многие из них входят в школьные программы, но если Горького «проходили» еще дедушки и бабушки респондентов, то Есенина — даже не все родители (хотя он всегда оставался достаточно «культовым» автором, некоторым символом русской культуры), а Булгаков и Цветаева «пришли» в школу совсем недавно.

Респондентов подробно расспрашивали об их литературных предпочтениях. 80% ответили, что читают специальную литературу. Ссылались на недостаток времени на чтение художественной классики. Однако на первых местах по предпочтениям стоят Акунин и Перумов, Пелевин и Маринина, Хаггард и Чейз.

Самый интересный, на мой взгляд, вопрос был задан о современности героев классики в восприятии респондентов. Им предлагалось высказать свое мнение о различных аспектах современности (или несовременности) героев классических произведений, о степени их похожести на современных людей.

Более 60% отметили, что герои классики похожи или очень похожи на нас и наших современников, и мы решаем те же проблемы, что когда-то решали они. Девушки думают так гораздо чаще, чем юноши (соответственно 65% против 45% в ответах на первый вопрос и 66% против 55% - в ответах на второй). «Ситуации, которые описывают классики, вечны, так же как и проблемы».
Более 70% респондентов соглашаются — «герои классики испытывают те же чувства, что и мы». Более 35% считают, что эти герои и думают, и поступают, как теперешние люди. А один владимирский школьник уверен — «они вообще не думают и не испытывают чувств».

Чтобы узнать, каких же именно героев респонденты считают похожими на современных людей, исследователи предложили им представить себя, своих сверстников, своих знакомых младшего или старшего поколения в ситуации некоторых персонажей. Респонденты должны были задуматься, могут ли они или люди, которых они знают, думать и поступать так же как Гамлет, Дубровский, Чичиков, Наташа Ростова. Предполагалось, что эти герои должны быть знакомы молодым людям, поскольку соответствующие произведения включены в учебные программы. Ситуации были описаны в анкете в сегодняшних терминах и сегодняшнем контексте, на фоне актуальных реалий и коллизий жизни современного человека. Собственно, речь шла об отношении к государству и власти, к законности, к богатству и способам его достижения, к семье и любви, о способах построения человеческих взаимоотношений.

Чрезвычайно актуальной оказалась ситуация Дубровского — каждый четвертый респондент готов при необходимости защиты своих прав нарушить закон. Достаточно актуальна для молодых людей и ситуация Гамлета, который бездействует, так как не может решить, что лучше — покориться или сопротивляться злу; каждый пятый респондент представляет в этой роли себя, а около 30% считают, что в ней могут оказаться его сверстники. Характерно также, что почти каждый десятый респондент готов увидеть себя в роли Чичикова, хитростью, обманом, аферами пытающегося занять положение в обществе и сколотить капитал; около 40% считают, что поведение гоголевского героя может стать примером для их сверстников. Все эти данные прямо или косвенно говорят о трудных проблемах социализации молодежи в сегодняшнем обществе с его трансформирующимися ценностями, спорами о праве и законности, криминализацией всех сфер жизни.

Самой близкой для респондентов оказалась ситуация Наташи Ростовой (уезжая с семьей из осажденной французами Москвы, она убеждает родителей оставить часть имущества и вместо него увести на возах раненых русских солдат). Более трети опрошенных ответили, что поступили бы так же. С другой стороны, каждый пятый считает, что никто из их среды не сделает в аналогичной ситуации того, что сделала героиня Толстого.

Интересные исследования. Хотя, конечно, объективной картины не могут дать. Большая корреляция. Даже по регионам. Понятно одно — жизнь убыстряется, на смену одним предпочтениям приходят другие. Развитие научно-технического прогресса диктует свои правила.

Так устарел ли Толстой? ]

Обновлено 19.01.2008
Статья размещена на сайте 8.12.2007

Комментарии (30):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Жанна Магиня, сложилось впечатление, что только русская классика есть классика))
    .... А вообще, я не стала бы драматизировать. Если человек читает в принципе - это уже хорошо! Ибо в наш стермительный век для этого найти время действительно сложно, и не стоит обвинять молодое поколение в тупости и бездуховности (последнее не вам адресовано, Жанна)... Кроме того, сомневаюсь, что "в старые добрые времена" все поголовно были влюблены в классику.
    Но что в ней бесспорно хорошо (в классике-то) - это именно сам слог, форма, слово. Хочешь владеть языком (родным, прежде всего!) - именно классика этому хорошо способствует.

    • Александра, ну вот - сама и ответила на свой упрек!

      Оценка статьи: 5

      • Александра Сергиенко Александра Сергиенко Профессионал 19 октября 2010 в 14:12 отредактирован 19 октября 2010 в 14:16

        Жанна, вы хитрите сейчас. В статье акцент на "вечных ценностях". Вы ж не заинтересуете ребенка хоть Достоевским, хоть Шекспиром, сказав ему, что "он навсегда усвоит "нн" и "н" в прилагательных". Это уже, так сказать, "побочное действие", осознаваемое взрослым человеком, которому есть с чем сравнивать... Вы ж будете про "вечные ценности" говорить. Так вот из вашей статьи выходит, что только русские классики о них говорили, ну, и Шекспир немножечко...

  • Ирина Третьякова Читатель 19 октября 2010 в 12:22 отредактирован 24 мая 2018 в 12:25

    Толстой для молодежи всегда остается в теме. Он частичка нашего прошлого и нашего настоящего...Толстой считается одним из литературных авторитетов.Его произведение не устарели и по сей день.
    Ведь читая классику мы становимся духовно богаче, нужно слушатьи слышать книгу. Величайшим достоинством классической литературы является то что она вдохновляет на мудрые беседы, серьезные и сердечные разговоры. Классическая литература - проводник вечных духовных человеческих ценностей.

    • Ирина Третьякова, а вам не кажется, что вы просто говорите заученные фразы? Классика - описание жизни аристократов, на которых батрачили те, кого, как правило, редко в классике встретишь+реально устаревшие взгляды и принципы. Неинтересно!

      • Виталий Арнаут, если нет времени самому прочесть классику, хотя бы аудиокниги накачайте, в поездках на работу, с работы послушайте. Гоголь и Чехов - просто наши современники! Полное попадание в десятку! Достоевский такие психологические портреты пишет в своих произведениях, что диву даешься глубине и мудрости гения.

        Сейчас слушаю аудиокнигу по повести Л.Н. Толстого "Два гусара" - две морали, два мира! Отец и сын... очень познавательно. Современная молодежь не плохая, ей некогда вникать в суть многих вещей - время убыстряется, нужно соответствовать эпохе. Отсюда и эта поверхностность, плюс глубокий кризис образования. Хотя и среди молодых людей есть очень мудрые и глубокие ребята, сужу по своим ученикам.

        К примеру, на вчерашнем занятии из предложенных жизненных ценностей в группе, где самому старшему участнику 25 лет, трое из десяти выбрали мудрость и внутреннюю гармонию в приоритеты, оставив далеко позади богатство, власть и карьеру. Хорошие они, умные!

        Оценка статьи: 5

    • Ирина Третьякова, да что вы за байки говорите
      толстой для моложежи всегда был занудой - занудой и останется
      не нужно навязывать такие книги школьникам, от этого будет только хуже

  • Толстой не устарел. Это мнение 15-летней школьницы Сейчас на уроках литературы проходим последние темы "Войны и мира", весь класс с удовольствием участвует в рассуждениях и обсуждениях этого романа и делает различные выводы. Может быть, так необычной случайностью в классе собрались ученики, приученные к книге... но всю классику мы читаем с большим интересом.
    Хотя, не спорю, что идет поколение, которые чтение даже на слух не переносят, и с этим надо что-то делать...

    • Натик! Замечательно, что у нас такая молодежь! Но все чаще можно остолбенеть от того, что автора "Отцов и детей" не помнят, кто такой Хлестаков не знают, а уж трех сестер по именам назвать - высшая математика. Но при всем при этом могут подисскутировать о последнем романе Коэльо или Пелевина. Все по местам расставит время...

      Оценка статьи: 5

      • Жанна Магиня, "Отцов и детей" не читал, про каких трех сестер вы говорите - не имею ни малейшего понятия. Я не захламляю этим свои мозги. Гораздо важнее думать не о трех сестрах, которых никогда не существовало, а о том, как улучшить свое материальное благосостояние.

      • Но все чаще можно остолбенеть от того, что автора "Отцов и детей" не помнят, кто такой Хлестаков не знают, а уж трех сестер по именам назвать - высшая математика.
        встречный вопрос, а зачем этим голову забивать? кому-то может и интересно, а кому-то это не то - пользы ноль, только лишний мусор в голове

  • кстати, в догонку о классике..
    есть такая книга: "1984" Оруэлла, она считается классикой во всём мире, замечательная и очень полезная книга.. однако, в школьную программу эту книгу не включили и врятли включат из-за дибильной политики, ибо это не выгодно руководящей верхушке.. выгодно лишь кормить старыми сказками, про то, как раньше жилось плохо, чтобы было с чем положительно сравнивать.. хотя многое вокруг давно поменялось..

    • Очень понравилась статья! Что касается меня, то соглашусь с высказываниями, что не совсем удачное преподавание литературы в школе отбивает охоту ко многим произведениям и авторам. А Толстого я люблю. Помню, как в школе, читая "Войну и мир", плакала, сопереживая Наташе Ростовой. А когда повзрослела, стала чаще перечитывать главы о нкяжне Марье. (Признаюсь, что читая "Войну и мир", я читала только про мир, а не про войну) И "Анну Каренину" люблю, особенно главы про Левина. В нашей семье в ходу легенда, что мама хотела назвать меня Анной, как Анну Каренину. Правда, папа назвал Леной... Я думаю, что нет таких книг, которые нравились бы абсолютно всем, и это касается и классики, и современной литературы. Я не могу однозначно ответить на вопрос: люблю ли я русскую классику? Да, я люблю Чехова, Бунина, Толстого, но на дух не переношу Достоевского и Горького. Но тем не менее свою дочку я воспитываю на классике: мы любим рассказ про Филипка, сказки про золотую рыбку и мёртвую царевну.

      Оценка статьи: 5

      • Елена! Это же замечательно, что Ваша дочь с детства почитает классику. Моя сестра уже шестой год живет в Англии. Ее дочери было 5 лет, когда она ее туда увезла. С огромным багажом русской классики - книги, фильмы, диски. И сейчас, приезжая каждый год в Россию, Вика набирает русской литературы для дочери.

        Племянница замужем за итальянцем. Два месяца назад у них родился красивый малыш. Всю беременность и с первых дней жизни Яна читает ему вслух русские сказки и включает только классическую музыку. Яшенька отдает предпочтение Чайковскому - сразу начинает улыбаться и радоваться.

        Я считаю, что любовь или нелюбовь к классике закладывается в семье.С первых дней жизни.

        Оценка статьи: 5

        • Жанна, у меня старшая дочь живёт в Аргентине. Там же, с ней, и мой трёхлетний внук. Он родился и растёт в этой стране. Говорит одинаково хорошо (пока, по крайней мере) на русском и испанском... Причём, знает, когда и с кем на каком языке говорить...
          Я посылаю им детские сказки на русском языке... Так наш малыш их учит наизусть...
          А взрослые смотрят наши фильмы...
          Одним словом, если эти ублюдки не разрушат до основания российскую культуру, то России быть великой страной... Потому что не среди политиков, а среди народов нас чтут везде. Благодаря нашим гениальным предкам-соотечественникам...
          А не этим головастикам, которые устраивают фарс всенародной к ним любви... Я не уверен, что наши правители вообще книги читают, не говоря уж о том, что знакомы с отечественной и мировой классикой...

          Оценка статьи: 5

  • эх.. больная тема, уже не один раз выговаривался тут..

    Так устарел ли Толстой?
    да

    И непременно попросите перечислить романы Пелевина или Акунина. Это у старших школьников или студентов. Расскажут многое. Читают их.
    спорный вопрос, это справедливо только отчасти, для тех кто бездумно гоняется за модой
    среди знакомых студентов (и не только студентов), те, кто с мозгами предпочитают такой ерундой голову не забивать
    подобными книжками обычно развлекаются девушки, так что это считай та же бульварщина, только ориентированная на более ранне поколение

    У младших в почете Гарри Поттер, даже если они не знают, кто его автор.
    а зачем знать? Вы знаете режиссёров всех фильмов что смотрели? или разработчиков всех сайтов, что вам нравятся? или владельцев автомобильных концернов, коотрые делают нравящиеся вам машины? кто захочет - запомнит, остальным это запоминать не обязательно, полезной информации это не несёт

    Что же происходит? На смену нашей классике приходят новомодные писатели.
    это нормальное явление, люди в пещерах тоже уже не живут и некоторые даже научились пользоваться вилкой

    Шедевр не может устареть… Так обычно говорят истинные знатоки настоящего искусства. Все в мире относительно. Что считать шедевром?
    правильная формулировка: что есть шедевр? явно не всё из того, чем пытаются в школе пичкать школьников

    В 15-16 лет прочитать и ПОНЯТЬ «Войну и мир»… Помню, как в 9 классе задали на лето прочесть роман Толстого «Воскресенье». Это было мучение. Я ничего не поняла. Но честно прочла весь роман. И в 30 лет я его перечитала. Нужно ли говорить о разнице восприятия?
    спрашивается, зачем было прививать отвращение к литературе, если они всё равно на жанном этапе врятли поймут то, что туда вложено (если действительно там что-то есть)

    Респондентов подробно расспрашивали об их литературных предпочтениях. 80% ответили, что читают специальную литературу. Ссылались на недостаток времени на чтение художественной классики.
    да, новое время несёт больше информации, хочешь успевать - старайся за ней уследить, иначе окажешься на обочине..
    художественные книжки же читают тогда, когда уже есть всё остальное или когда человек меньше думает о своём будущем (вспомните пирамиду маслоу)

    Понятно одно – жизнь убыстряется, на смену одним предпочтениям приходят другие. Развитие научно-технического прогресса диктует свои правила.
    правильный вывод, однако жаль не все это понимают, школьная программа по литературе давно нуждается в переработке, однако те, кто должен этим заниматься слишком засиделись со своими старыми взглядами и отказываются думать.. а это грустно..

    Многие школьники даже гордятся тем, что не любят читать.
    это в первую очередь вина образования, которая со школы вызывает отвращение к художественным книгам, программа устарела, её нужно менять
    так же как школьникам/студентам более интересны примеры из реальной жизни на тех же предметах физики, так же и предмет литературы должен развиваться дальше, а не застаиваться

  • Жанна, здравствуйте! Трудно спорить с теми, кто говорит, что классика вечна и не стареет, но и с теми, кто не хочет ее читать, или читает выборочно, можно согласиться. Я давно провожу анализ отношения к литературе среди своих многочисленных родственников - молодежи от 12до 25 лет, и детей, с которыми занимаюсь. И естественно, многое из классики перечитываю( чтоб быть "во всеоружии"). Конечно, самое трудное для школьников произведение, да, по моему, и не реальное для полноценного усвоения в современной школе - это "Война и Мир" Л.Н. Толстого.Я была отличницей в школе, 50 лет назад её окончила, а "Войну и мир" ни разу не осилила полностью, только с "купюрами". Слишком тяжел язык. Сколько раз я ее начинала перечитывать! Что же о современных "космических"детях говорить? А вот интересно, что"Воскресение" я прочла после восьмого класса одним махом, потом перечитывала в 30-летнем возрасте, сейчас перечитываю с огромным удовольствием уже в 4-й раз, но понимаю, что 14-15 летним язык трудноват. У Л. Н. Легко читаются многие рассказы, моя 12-летняя ученица с удовольствием прочла "После бала", хотя вопросов у нее возникло много.Очень легко читается "Обломов" И.А.Гончарова. Вне всякого сомнения, Пушкин,Гоголь и Чехов не устареют. Когда читаешь Гоголя, ощущение, что он вот только что написал свои произведения. А.С. Пушкин вне всякой конкуренции!И что непременно надо в школах изучать - басни И.А. Крылова!!! Там кладезь мудрости. Всем детям, начиная с 3-4 класса надо прочитать "Детство" А. М. Горького, чтобы они имели представление, как жили простые люди в прошлом, и чтобы ценили то, что имеют сейчас. И я согласна с теми, кто считает, что любовь к книге должны в раннем детстве привить своим чадам родители. Это требует больших усилий, терпения, но стоит того.

  • Люблю классическую музыку, но классическую литературу далеко не всякую. Она, как мне кажется, безнадежно устарела и просто не актуальна. И часто там пишется про всякие проблемы элиты, а не простых смертных. Но все же есть среди классической литературы то, что действительно вечно.

    А в школе рано проходить классику, чтобы ее понимать, нужно подрасти, а в школе она навязывается, школьники ее не понимают, и в большинстве случаев у них очень надолго складывается негативное отношение к классике.

    Сам я читаю только зарубежную литературу XIX-XX веков, многое из этого тоже можно назвать классикой. Пишу комментарий, а в колонках играет Моцарт с диска, качество намного лучше чем с магнитофона.

    P.S.: А что касается "Мастера и Маргариты" - проходить в школе подобные произведение очень глупо.

  • Интересно, интересно! А что для вас, Жанная, классика?
    Я думаю, что вкусы различные как у молодого, так и старшего поколения... кто-то предпочитает классику, кто-то нечто другое... Например, мой муж уж и забыл, когда читал Чехова, Булгакова, Толстого..., однако читает (или почитывает) других авторов, другую литературу, при этом назвать его безграмотным язык бы не повернулся... С другой стороны я, люблю Бунина, Чехова, Толстого, Набокова - люблю, а тем не менее совершенно "культурно девственна" Думаю, не мерило это (классика) в наше время!?
    Сама статья -чудо!

    Оценка статьи: 5

    • Благодарю, Татьяна, за оценку! Вопрос не в том, что мерило, что нет... Вопрос в том, что сегодня другие кумиры, другие ценности, которые не выдерживают проверку временем...

      Оценка статьи: 5

  • Очень любопытно. 5.
    Точно подмечено, что всплескам интереса к классике помогает телевидение.

    Оценка статьи: 5

  • А где и как молодым людям почитать классиков? Хорошо, если дома есть библиотека и в ней есть классики. А если нет? Посмотрите, что продают на развалах и в книжных магазинах! Коммерция задушила классику!

    И не знаю, как при таком малом количестве часов, отведенных на изучение литературы вообще и классики в частности, можно хотя бы познакомиться с ней в школе?

    Идеальный случай - когда человек прочтёт классическое произведение до его "изучения" в школе. Тогда он будет с учителем на равных. Но, к сожалению, в школе чаще всего ребенок получит отвращение к литературе, которое в будущем будет очень трудно изменить.

    Сейчас, как никогда, очень важна роль родителей. Если они не позаботятся о своих детях, кто же тогда?

    Хорошая, интересная статья, но написана суховато. Спасибо!

    Оценка статьи: 5

    • А где и как молодым людям почитать классиков? Хорошо, если дома есть библиотека и в ней есть классики. А если нет? Посмотрите, что продают на развалах и в книжных магазинах! Коммерция задушила классику!
      ой не надо тут басни сочинять
      во-первых, в магазинах продают то, что больше пользуется спросом
      во-вторых, при желании купить эту классику элементарно

      Идеальный случай - когда человек прочтёт классическое произведение до его "изучения" в школе. Тогда он будет с учителем на равных. Но, к сожалению, в школе чаще всего ребенок получит отвращение к литературе, которое в будущем будет очень трудно изменить.
      идеальный? идеальный это если убрать ненужные произведения из школьной программы, тогда будет менее актуальна вытекающая проблема, которую Вы верно подметили, если программу литературы развивать в соотвествии со временем, то будет гораздо меньше проблем с отвращением к литературе.. ГОРАЗДО..

      Сейчас, как никогда, очень важна роль родителей. Если они не позаботятся о своих детях, кто же тогда?
      родителю трудно успевать заменять для своего ребёнка учителя литературы и ещё некоторых предметов

    • Богдан! До мокроты ли здесь? Добавлю эмоций - начнут другие фыркать... всем не угодить!

      Не согласна, что нет в книжным магазинах классики. Только вчера была в своем книжном - у нас их много, миллионник. Только у меня есть свой, любимый магазин. Классики много. Было бы желание. Библиотеки полны классики. И ведь много молодежи в тех библиотеках - но они туда только спецлитературу ходят читать, по предметам. Что касается родителей - несомненно, они многое могут дать. Порой даже удивляешься - мама школьника может такое выдать- типа Федор Михайлович ... Тургенев... А спросите, что Тургенев написал - Муму только и вспомнят.

      Оценка статьи: 5

  • Не все такие... Сколько грамотных молодых авторов на нашем проекте!

    Оценка статьи: 5

    • Не спорю, много нормальных, талантливых и даже гениальных людей среди наших современников. Но всё же статистика - упрямая вещь. Неучей, лентяев и бездарей намного больше...

      Оценка статьи: 5

  • Мдя...

    Да ещё плюс ко всему разгул всеобщей безграмотности нашего подрастающего поколения. Работаю с детьми, подростками и прочей молодёжью и с сожалением могу констатировать факт того, что редко кто уметт связно выражать свои мысли в устной форме, а уж про письменную речь и вовсе молчу...

    Но... Что радует. То, что с возрастом многие всё-таки осознают необходимость быть образованным и грамотным человеком... И перечитывают классиков либо читают их вновь.

    Так что, отвечая на вопрос "Устарел ли Толстой?" можно смело говорить НЕТ!!!

    Оценка статьи: 5

    • я не считаю свою речь не связной, скудной, однако, никакого уважения и благодарности к большинству якобы классиков у меня нет
      перечитывать навязываемых в школе классиков нету желания, лучше почитаю, например, того же станислава лема, пользы будет не меньше, да и гораздо интереснее сам процесс

      а уж про письменную речь и вовсе молчу...
      а причём тут чтение? это уже связано с другими причинами: различные чаты, форумы, где менее критично относятся к ошибкам, наличия программ, которые сами исправляют ошибки, да и просто сам факт, что написание текста вручную большинству людей надо все меньше и меньше

      Так что, отвечая на вопрос "Устарел ли Толстой?" можно смело говорить НЕТ!!!
      не согласен, по мне можно смело говорить да, причём давно уже