Подкаст
Ирина Беломаз Профессионал

Как и когда изобрели фейерверк?

Это небесное представление всегда заставляет людей на площади замереть и устремить вверх восторженные взгляды. Сотни ярких светящихся точек взмывают вверх и расходятся сферой, вслед за ними вспыхивают багряные искры, и тут же — тысяча сине-фиолетовых звезд рассыпается над головой, и они будто бы несутся прямо на тебя… Кажется, нет зрелища более завораживающего, чем фейерверк. Он способен придать торжественность и особую чарующую атмосферу любому событию.

Сегодня невозможно представить ни одного мало-мальски торжественного мероприятия без этого чудесного огненного сопровождения. Говорят, история фейерверка берет свое начало из Китая. Долгое время во время религиозных церемоний жители поднебесной бросали в костер прутья зеленого бамбука. Пустоты стебля, заполненные воздухом и соком, взрывались и издавали громкий звук, якобы способный отпугивать злых духов.

Что касается пороха, который является основой всех современных фейерверков — его случайно изобрели даосские монахи, пытаясь создать эликсир бессмертия. Сегодня формула дымного пороха, открытого еще в IX веке, известна всем — смесь калиевой селитры, древесного угля и серы в весовом соотношении 75:15:10. До изобретения пороха находчивый китайский народ в качестве хлопушек использовал тонкие бамбуковые стволы, имеющие свойство взрываться, как только огонь достигнет коленца. А с развитием технологий научились заполнять его порохом и сырой глиной.

Довольно значительных высот искусство создания фейерверков достигло к XIII веку — цвета и формы «небесных брызг» поражали воображение. Не смогли устоять под чарами этого зрелища и заезжие купцы, которые уже в XIV веке завезли некоторые образцы фейерверков в Европу. А ведь китайцы принимали все меры безопасности, и секреты производства хранились под семью печатями. Тем не менее, эти секреты были украдены и распространены по Европе. Особым мастерством по организации фейерверков владели итальянцы.

В России мода увенчать какое-нибудь грандиозное представление огненным зрелищем связана с именем Петра I, который наблюдал фейерверки у немцев. 26 февраля 1690 г. в честь восемнадцатилетия Петра I состоялся первый крупнейший в России фейерверк — пушки три раза подряд дали по 56 залпов, а из царских рук беспрестанно вылетали ракеты. И вот, перед глазами восторженной публики в небе из фейерверков вырисовывается Геркулес, раздирающий пасть льва (к слову, один залп фейерверков в те времена стоил 10 тысяч рублей, а одна корова — 3 рубля).

И хотя Петр I явился законодателем «фейерверочной» моды — он вовсе не основоположник фейерверков в России как таковых, как принято считать. Не нужно забывать, что согласно документам, первые отечественные фейерверки, именуемые «потешными огнями», были запущены еще в 1389 г. при Дмитрии Донском. Но в те времена фейерверки устраивались нечасто и были сплошь завозными, как правило, из Германии. И все-таки разнообразная практика по устройству огненных представлений во время царствования Петра I сыграла большую роль в развитии этого искусства. В Петербурге на стрелке Васильевского острова даже соорудили особый открытый театр для показа фейерверков.

В XIX веке это искусство достигло необычайных высот. Открытие французским химиком К. Бертолле химического соединения хлората калия, названного позднее «бертолетовой солью», послужило основой для создания ярких цветных огней. Впоследствии открытие бариевой и стронциевой кислот позволило еще более повысить насыщенность и яркость сияния пламени. Кстати, те же китайцы придают очень важное значение цвету фейерверковых огней. Не в ходу у них синие огни, ассоциирующиеся со страхом и тревогой. А голубые, напротив, — символ светлого начала. Самый же любимый цвет небесных звезд в Китае — красный, поскольку являет собой олицетворение прочной власти.

В России же в послевоенное время пышность фейерверковых зрелищ была утрачена и сведена к более простым по технике исполнения залпам. Живописные картины, радующие глаз при Петре I, остались в далеком прошлом. Но это зрелище даже в виде нехитрого салюта продолжает вызывать колоссальную бурю эмоций и по-детски неуемный восторг. А конкуренция фирм, организующих небесные «огнепады», позволяет надеяться, что новые вершины не за горами. Ведь поле для шедевров огромно — целое небо… ]

Обновлено 26.12.2007
Статья размещена на сайте 11.12.2007

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вот я на Новый Год устрою феерверк!

  • Спасибо за замечания, но насчет "льва", "льву" - спорить не буду, с точки зрения орфографии оба варианта в равной степени допустимы. Просто, применительно к "пасти", я отвечала на вопрос "чью?", а не "кому?"... В контексте передачи конкретного образа, это вариант гармоничней, мне кажется.

    Касательно "чар" - в худ. литературе довольно часто встречаются эти обороты, и также правильны оба варианта.

    • "чья", имхо, больше подходит для предметов, которые могут менять собственника. Голова же - неотъемлемая часть, поэтому "кому" здесь, мне кажется, правильнее.

      • Честно говоря, конкретного правила, касающегося "предметов, меняющих собственника" не встречала. Впрочем, вы написали "имхо"...А мне вот, тоже уже интересно , если сюда заглянет редактор - может быть, разрешит наш спор...

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 26 декабря 2007 в 21:20

          Льва/льву зависит исключительно от степени сопереживания льву. Горлышко бутылки, например, тоже не может "менять собственника", но говорим "отбить горлышко бутылки", а не "отбить горлышко бутылке".

  • устоять под чарами - может, "устоять перед чарами" или "противостоять чарам"?
    1690 г. В честь - буква должна быть строчной.
    раздирающий пасть льва - я бы написал "льву".

    И стоят они по-прежнему недешево.
    Но ежедневная пальба по разным поводам и без уже достает. Когда оно редко, оно радует, а когда часто-густо - нервирует.