Сергей Курий Грандмастер

Кто придумал Деда Мороза?

Возможно, кто-то удивится, но наш Дед Мороз никогда не состоял в родстве ни с христианскими святыми, ни с американскими пузотерами Сантами. Его генеалогическое древо уходит корнями в самое что ни на есть дремучее язычество. Славянский фольклор наградил этот неласковый зимний дух множеством характерных прозвищ — Морозко, Студенец, Трескунец, Карачун, Зимник. Поначалу никаким альтруизмом сей персонаж не страдал, святостью не отличался — морозил людишек почем зря, ну и подарков, естественно, не дарил. Наоборот, ЕГО задабривали. Накануне Рождества выходили на порог с ложкой кутьи или киселя и кричали: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть; Мороз, Мороз! Не бей наш овес (или какое-нибудь другое посевное растение)!».

В общем, как понимаете, дядькой он был суровым, холодным и даже от его ледяной любви веяло смертью. Лучше всего этот образ оказался запечатлен в поэме Н. Некрасова «Мороз Красный Нос». Помню, что, впервые взявшись за нее, я ожидал встретить милого новогоднего старика…

«…Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…"

Мороз-воевода.

А теперь чуть далее:

«…Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.

…Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам — хоть руби топором!

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою,
А летом глубоко уснем".

Не стоит, наверное, говорить, что в детские сборники и хрестоматии попал именно первый отрывок, где Мороз выглядит солидным воеводой и волшебником без всяких там криминально-некрофильских замашек.

Начал смягчаться образ Деда Мороза и в сказках. Уже в народной сказке «Морозко» этот седобородый старик, хоть и издевается над одинокими девицами, устраивая им тест на морозостойкость, в итоге за терпение и вежливость вознаграждает, а за грубость — наказывает (наказание, правда, опять-таки чересчур уж строгое). Как говорится: «Строгий, но справедливый».

В 1840 г. князь В. Одоевский публикует еще одну этапную сказку — «Мороз Иванович». В ней образ нашего героя подвергается дальнейшей трансформации. Здесь снова участвуют две девицы-антагонистки, но события развиваются не в зимнем лесу, а на дне студеного колодца. Первая девица лезет в этот колодец за упавшим ведром, а в результате встречает там Мороза Ивановича — статного дедушку с белой бородой («Тряхнет головой — иней сыплется»). Живет дед в ледяном дворце, а спит на снежных перинах. Гостью он подарками одаривает, но не за красивые глаза и даже не за вежливость, а за добротное исполнение хозяйственных работ. Ленивая девица хоть подарков и не получает, но, в отличие от героини Морозко, домой добирается живой и невредимой.

"Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе… синяя?" :) Кстати, в основу экранизации "Морозко" легла не только одноименная сказка, но и сюжет В. Одоевского. Пока из грозного зимнего «терминатора» постепенно выкристаллизовался добрый дедушка, прошло немало лет. А к этому времени и новогодняя елка подоспела. Дело в том, что хотя Петр I и повелел в 1699 г. царской волей «счислять» новый год с 1 января (а не 1 сентября, как было до этого) и украшать дома елками, народ это нововведение принял не сразу. Сначала елочные торжества устраивали иностранцы, в основном немцы, а потом как-то и наши втянулись. Только в 1852 году в Петербурге была установлена первая публичная елка! Не удивительно, что на роль того, кто стоит под елкой и дарит подарки сначала претендовали западные персонажи — от дедушки Николая до немецкого старого Рупхерта. Вскоре святые и немцы отпали, и остался рядом с елкой наш человек — «истинный славянин с нордическим характером». Достойную конкуренцию ему составляли лишь рождественские ангелочки.

"...Много девочке хлопот, / Но она все терпит кротко: / Дяде так к лицу идет / Заплетенная бородка!.." (рисунки и стишок из дореволюционного издания) Впрочем, всероссийскую популярность Дед Мороз завоевал не сразу, оставаясь в начале ХХ в. участником только городских торжеств. Сельское население справляло Рождество по старинке, ограничиваясь церковью и колядками. А тут грянула революция! Но о советском Деде Морозе в следующий раз…

Дореволюционные рождественские открытки. ]

Обновлено 5.02.2008
Статья размещена на сайте 14.12.2007

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Примечание: древний дед Мороз не носил красных шуб. Мороз на то и мороз, что одежда был снежная - белая с серебром или с синевой. Только потом шубы Мороза оцветились; в советское время "цвет пролетарского знамени" стал у Морозов в моде , но не единственным, и шубы всё равно были с рисунком. Чисто красный "прикид" - это веяние Санта-Клауса. А видеть на хозяине морозов кровь, как один из предыдущих комментаторов - это уж из области... мягко говоря, буйной фантазии.

    Оценка статьи: 5

  • Молодец, статья очень интересная! картинки подобраны забавные! Ставлю 5!

    Оценка статьи: 5

  • Поначалу никаким альтруизмом сей персонаж не страдал, святостью не отличался - морозил людишек почем зря, ну и подарков, естественно, не дарил.
    в "футураме" в будещем санта клаус тоже был злобным, правда роботом

  • Терминатор

    По праславянским ведическим источникам - порядка 40000 лет назад на земле шли битвы мирового масштаба, в которых участвовал реально существовавший исторический персонаж и прототип деда мороза. Его излюбленной фишкой было замораживающее оружие. Практически вся планета была заморжена на территории до 80% этим маньяком.
    Эффект заморозки оружия был мгновенный, потому и получилось так что во льду теперь находят животных, которые замерзли жуя травку... Ну а вечной мерзлоте мы тоже обязаны этому холодильному терминатору.
    Упоминаются фотографии тех далеких времен с мест боев, где на фоне битвы сняты несколько "человек" - один из которых был испачкан в крови настолько, что его полушубок практически весь был красный. Не трудно догадаться что это и есть "дед мороз"

    • Удивили, Олег...
      А где такие истории можно почитать, и что за фотографии, не можете уточнить?, всё-таки время очень древнее.

      • Источники

        Фактический материал есть в дипломной работе под названием "Глубинная книга" вот здесь: http://www.stezya.ru
        Не советую читать все а то сорвет башню, а только найти упоминания о дедке морозе.
        Упоминаемое там фото конечнно же не бумажное а голограмма высокотехнологическая, найденная в одном из храмов в Югославии, в результате чего и началась бомбежка этой страны - истинная причина этих бомбежек - не дать всплыть информации о тех временах и уж не дай бог чтобы на руки попали голограммы тех времен...
        Недавно я получил лекции по тем временам в размере 32-х DVD дисков, но пока еще просмотрел всего пару дисков и до деда мороза не добрался в реальной информации.

  • хорошо написано (и проиллюстрировано)...
    мы, славяне, с таким разахом празднуем этот языческий праздник, не задумываясь нисколько над значением сего "главного" празднества (а какай то разница?). А вот чем западнее - тем меньше помпы на этот счет. Рождество первенствует (коммерциализированное, правда).
    Хотелось бы, чтобы и мы, хоть в какой то степени, не только радовались еде, питью и веселью, но и другим, простите за мораль, духовным вещам.

  • Браво, Молодец!! 5! Интересно почитать, как на самом деле народная молва смысл меняет, мы то, наивные, с детства верили, что он самый добрый старичок.

    Оценка статьи: 5

  • пасибки, что пока я был занят заполнили так сказать славянский пробел. Правда сам я про деда мороза в смысле древности знаю давно, так что жду про советского, о нем я как раз ничего не знаю.

  • Статья очень интересная и позновательная. Жду с нетерпением продолжения

  • Непомню где именно, но слышал или читал, что славяне язычники тоже рядили деревья. Кто-нибудь знает что про это?

    • Я знаю, например, что украинцы издавна наряжали новогодние деревья. Но только это были не елки и сосны, а высаженные заблаговременно в чан деревца вишни. Их выращивали дома, а ближе к Новому году вишневые деревья зацветали. Их украишали орехами, сладостями и разноцветными лентами.

      • прототип елки

        В Индии рядом с каждой саматхи – мавзолеем над прахом святого - обязательно есть деревце, украшенное разноцветными лоскутками - просьбы людей духам через магическую силу дерева. Истоки такого поклонения в мистическом Мировом древе. Похожие ведические обычаи сохранились во всем мире, даже у христиан. Например, - у армян, которые убранное лоскутками абрикосовое дерево сделали даже символом проходящего в Ереване международного кинофестиваля. Мистическое значение, истоки которого Мировое древо, имеют даже ветки деревьев. У славян была в числе других – березка. Ими били о спину скота, чтоб лучше размножался. «Некому березку заломати…» - об этом слова из песни ансамбля « Березка», покорившего поистине весь земной шар своим непревзойденным искусством возрождать давно забытое. Душу своих предков. А в Болгарии до сих пор хлестают под Новый год еловыми ветками, украшенными мишурой… своих гостей.

  • Картинки забавные подобраны. Спасибо.5

    Оценка статьи: 5