Логичней было бы предположить, что подобное надо забыть как можно скорее. Но на самом деле это не так. Историю надо помнить, какая она бы ни была, но ни в коем случае не забывать. Именно поэтому и стоит мемориальный комплекс возле деревни Хатынь, в назидание будущим поколениям. Так чем же печально знаменита ныне не существующая деревенька в Белоруссии?
Все началось утром 22 марта 1943 года, когда партизанский отряд напал на немецкую колонну и убил офицера, олимпийского чемпиона 1936 года. В отместку за это была проведена карательная акция силами 118 батальона охранной полиции. Надо заметить, что полиция целиком и полностью состояла из «вольнонаемных»: военнопленные, перебежчики и местные жители из числа сочувствующих новому режиму.
Все население Хатыни, а это примерно 149 жителей — стариков, женщин, детей — выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Под дулами автоматов поднимали с постели стариков, не щадили даже женщин с маленькими и грудными детьми. Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу — удалось скрыться от окруживших деревню полицаев. Когда все население деревни было в сарае, каратели заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся.
Человеческий инстинкт самосохранения гнал людей наружу, и двери сарая под давлением десятков человек не выдержали. Охваченные огнем люди стали выбегать наружу. Тех, кто вырывался из пламени, полицаи хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. В огне погибли не все 149 жителей деревни, из которых было 75 детей. После этого каратели приступили к разграблению деревни, после чего она была полностью уничтожена.
Троим жителям удалось выжить в огненном аду. Виктор Желобкович смог выжить благодаря свой матери, которая прикрыла сына собой. Он находился под трупом матери до тех пор, пока полицаи не покинули деревню. Антон Барановский был ранен в ногу, рана была настолько ужасна, что каратели приняли его за мертвого. Единственным взрослым, пережившим этот ужас, был 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Его трагедия была еще горше, так как у него на руках скончался сын, он был смертельно ранен в живот и получил сильные ожоги.
Именно это и легло в основу скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» — Непокоренный человек. Это единственная скульптура в мемориальном комплексе.
Данный мемориальный комплекс служит памяти сотен белорусских деревень, что были уничтожены во время оккупации. Решение о его возведении было принято в 1966 году. И уже в 1969 году, пятого июля, комплекс был торжественно открыт. Такие мемориальные комплексы — это кровоточащие раны на теле Земли, призванные помнить об ужасах войн. Помнить, чтобы это не повторялось вновь.
Между прочим, личность Иосифа Каминского очень неоднозначна. Есть предположение, что на момент сожжения деревни его не было в Хатыни.
0 Ответить
Катерина Богданова, Ну, как это не было, если его воспоминания представлены довольно четко в "Хатынской повести" Адамовича?
0 Ответить
В гродненской области в 1942 году в ночь с 6 на 7 июля каратели спалили деревню Шауличи...Сценарий был тот же, что и в Хатыни. Не знаю, спасся ли кто-нибудь. На месте пожарища нет мемориала, деревенские улицы угадываются по поросшим травой фундаментам. А еще кое-где на месте домов стоят могильные памятники. Яблони, уже полудикие, разрослись...И над всем этим стоит такая тишина, что по-настоящему жутко становится...
0 Ответить
Спасибо Евгений за напоминание истории, её действительно забывать нельзя. Бывала в Хатыни. Гнетущее состояние скорби наверное никогда не забуду. Это место кажется настолько наполнено болью, что она физически чувствуется. А ведь место-то какое, для жизни и созидания казалось бы создано, а человеческий злой гений прикоснулся и наполнил его болью, что не затихает даже по прошествии стольких лет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А теперь представьте ребенка 4-5 класса? Именно в таком возрасте побывал в этих местах. Врут те люди, кто говорит что ребенок не способен осознать весь ужас ситуации.
0 Ответить
Я тоже была давно, ещё в школьные годы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, история очень жуткая. И самое ужасное, что не единственная. Сколько таких деревень выгорело на территории Белоруссии, и не только... И мерзавцев хватало во время войны.
Это та тема, которая никогда не оставит равнодушными людей. Спасибо Вам.
0 Ответить
конечно же 5...всегда хотела там побывать, но все никак не получается
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Жуткое место. Был в детстве, до сих пор в памяти осталось.
0 Ответить
Спасибо. 5. Самое то старшное, что расстрельщики - легионеры. Так что не зверства Made in Germany. Вот и об этом стоило нации напомнить.
0 Ответить
Вообще в корательных операциях принимали по разным источникам восемь латышских батальонов, а также два литовских. В целом по стране, а не в данном случае. Тут, насколько вкурсе были "свои", "перебежчики". Господа в лице нецев лишь указали перстом, а они и рады стараться.
0 Ответить