Дмитрий Солнцев Профессионал

Какие бывают виды флэшмоба?

Флэшмоб может делиться на виды. Хотя деление это весьма условно.

Smart mob переводится как «умная толпа». И если флэшмоб — это технология собирания толпы, то смартмоб — это цель и смысл такого собирания. Даже если эти цель и смысл носят абсурдный характер. То есть флэшмоб — это форма, а смартмоб — ее содержание. Это два взаимно дополняющих понятия, каждое из которых немыслимо друг без друга.

X-mob (eXperimental mob) — это такие акции флэшмоба, в которых участники пытаются смоделировать тонкое, порой едва уловимое, социо-коммуникативное пространство, в котором на первом месте стоит переживание самих участников. Нет задачи произвести впечатление на внешнего зрителя. Действия участников настолько приближены к повседневности, что их образ начинает «мерцать». Становится непонятным, видишь ли ты действия, выполняемые по сценарию, или это всего лишь действия обычного прохожего, случайно повторившего то, что написано в сценарии. Этот моб порождает эффект изменения сознания, похожий на эффект психотропных веществ.

L-mob (long-mob) — в этих мобах сценарий реализуется участниками на протяжении какого-то длительного времени. Место его проведения может быть также распыленным в пространстве города. Больше всего этот тип флэшмобов напоминает определенные «ритуалы» или «правила поведения» и ближе всего приближается к выстраиванию новых социальных порядков, стремится перепрограммировать каждодневный общепринятый распорядок жизни.

I-mob — флэшмоб, не выходящий за пределы Интернета и реализуемый в виртуальных публичных пространствах. Флэшмоб и «письма счастья»

Чтобы однозначно ответить на вопрос, попадают ли под определение флэшмоба массовые помешательства и увлечения, нужно вначале дать однозначное определение понятию «флэшмоб». А его на сегодняшний день нет. Я не считаю возможным брать за основу определения людей, называющих себя флешмоберами. Поскольку большинство из них не являются специалистами в области социальных технологий, а сам флэшмоб еще не сформировался в отдельную субкультуру со своими правилами, законами и тенденциями.

Когда четкого общепризнанного определения нет, ничего не остается, кроме того, чтобы или дать свое собственное, или ограничиться описанием общих тенденций. В широком смысле флэшмоб как раз и является чем-то средним между массовым увлечением и помешательством. В противном случае это либо принудительная акция, либо театрализованное представление. Но флэшмоб не является ни тем, ни другим.

Основные принципы флэшмоба — это массовость и безыдейность. Если дадаизм и концептуализм стремились к «искусству ради искусства», то флэшмоб появился как чистая технология. Изначально флэшмоб — это технология ради технологии. Причем воспользоваться ею может любой, у кого есть доступ в интернет. Цель — задействовать в акции как можно больше людей. Флэшмоберы любят писать на своих сайтах, что единственная их цель — это удивить людей, и массовость сама по себе их не привлекает. Это не так. Такие заявления делаются исключительно по молодости и горячности.

Для иллюстрации приведу промо-акцию одного журнала, описанную в журнале «Рекламные технологии». Сценарий акции состоял в том, что вечером в вагон метрополитена входит девушка, читающая журнал с ярко-красной обложкой. На каждой остановке следующей станции в вагон входит новая девушка с таким же журналом… И так пока девушек с журналом становится едва ли не больше чем остальных пассажиров. На одной из станций все девушки выходят из вагона.

В рекламной акции участвовало 3 команды по 18 «читательниц» — не так уж и много, но… (!) По итогам первых семи дней торговли, объем продаж журнала стал сопоставим с объемом продаж журнала «Glamour». Т. е. участниками данного флэшмоба правильно считать не 54 девушки, ездивших с красным журналом в московском метрополитене, а те сотни тысяч покупателей журнала, которые и не видели тех девушек, но слышали о них от своих друзей и знакомых, пораженных этим спектаклем.

Понятие «массовая толпа» в контексте понятия флэшмоб принимает совсем не то значение, что вкладывали в него художники концептуалисты 70-х годов. Сегодня «собрать толпу», равно как и «собраться в толпу» можно, не выходя из дома. Вспомним все тот же знаменитый «Превед». Никто нигде не собирался (во всяком случае, вначале), но редкий офис в феврале этого года не оглашался этим сакральным прЕвеДствием. Приблизительно в одно и тоже время тысячи людей вскидывали вверх руки и задорно кричали «Превед!» — классический вариант флэшмоба.

Если кто-то удивлялся такому поведению, то тут же получал ссылку на культовую картинку. Что же получается? Вы отправили 10 ссылок друзьям, каждый из 10 друзей отправил ещё по десять ссылок и т. д. — т. е. популярность растет в геометрической прогрессии. Ничего не напоминает? Да, в флэшмобе используется та же технология, что и в классическом варианте «письма счастья». С той только разницей, что «письмо счастья» нормальный человек выбрасывает в корзину, а не посылает друзьям (подробности — в моей статье на эту тему).

Т.е. «Письмо счастья» — это частный случай флэшмоба. Почему далеко не каждое письмо счастья становится флэшмобом, а также о том, почему явление «флэшмоб» интересует полит-технологов и агентов спецслужб, я расскажу в следующей части статьи. Если только кроме меня это еще кому-нибудь интересно.

Обновлено 2.07.2011
Статья размещена на сайте 23.09.2006

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "Оба текста теперь вкладываются в полторы страницы формата А4, набранную 12тым шрифтом Times New Roman."

    А поробуйте использовать в Ворде "Файл -> Свойства -> Статистика". Глядишь - нанете в полной мере сознавать объем своих писем (не)счастья.

    • Причем тут статистика?!!

      Очень странный комментарий. Вы думаете, я не представляю, что такое полторы страницы? Причем тут статистика?!! Формат же не ограничивается кол-вом слов.

      *развожу руками в недоумении*

      Речь идет о том, что в полторы очень трудно уместить и понятия с определениями, и примеры, и свою точку зрения и т.д. и т.п.

      Причем тут статистика?

      Интересные, по-моему, примеры выложу в комментариях.

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 2 октября 2006 в 08:38

        Статистика при том, что количество знаков она тоже показывает! Желательно, чтобы было около 4000.

        • Понял. Буду знать.

          Я знаю, что статистика кол-во знаков показывает, но как-то упустил информацию про кол-во знаков в статье "Что такое хорошая статья?".

          Перечитал и все понял. Пока вопросов по этому поводу больше не имею.
          Спасибо за информацию.

  • :)

    Марианна Власова: Нет, так дело не пойдет. Если уж две части, то в первой - определение и история появления, а во второй - виды и сравнение с преведом и прочим. И укладывайтесь в размер! Все, что сократите, можете потом сказать в комментариях к опубликованной статье или сразу в своем блоге сказать, что вот они - статьи в работе, а вот то, что в них не вошло.


    Дмитрий Солнцев: Действительно сложно мне вписываться в объем статьи. Убрал все вводные слова и деепричастные обороты, а также некоторые факты, которые добавлю в комментариях или в блоге. Виды флэшмоба из первой части тоже убрал. Оба текста теперь вкладываются в полторы страницы формата А4, набранную 12тым шрифтом Times New Roman.

  • ...

    Можно было бы побольше примеров, а не сухие понятия и опрделения... Чувствую, вы только и занимаетесь, что пишете письма счастья - уж ОЧЕНЬ много вы о нём пишите...

  • Хорошо

  • Безыдейность - это плохо.