Валерий Яковлев Грандмастер

Чьё имя носит единица силы электрического тока?

Знаменитый французский математик и естествоиспытатель Андре-Мари Ампер (Andre-Marie Ampere) родился в Лионе 22 января 1775 года. Сын преуспевающего лионского коммерсанта, Ампер получил домашнее образование, главным образом, самостоятельно изучая книги по математике и физике из отцовской библиотеки. Уже в 14 лет он прочитал все двадцать восемь томов французской «Энциклопедии», изучил латынь, греческий и итальянский языки для чтения трудов ученых в подлинниках. В возрасте тринадцати лет он представил в Лионскую академию свои первые работы по математике.

В возрасте 26 лет от роду Ампер стал профессором Центральной школы в городе Бурк-ан-Брес. Прошло еще четыре года, и Ампер был приглашен в Париж для работы в знаменитой Политехнической школе, в которой тогда преподавали самые лучшие ученые Франции. К 30 годам своей жизни Ампер выполнил чрезвычайно важные научные работы в области математики и физики, поставившие его в один ряд со знаменитыми учеными Франции. К этому периоду относятся его замечательные труды по теории вероятностей и по вопросу приложения вариационного исчисления к механике. В это же время он выполнил ряд оригинальных работ по отдельным проблемам математического анализа.

Основные физические работы посвящены электродинамике. В 1820 сформулировал правило для определения направления действия магнитного тока на магнитную стрелку (правило Ампера), осуществил большое количество экспериментов по исследованию взаимодействия между электрическим током и магнитом, сконструировал для этого множество приборов, обнаружил влияние магнитного поля Земли на движущиеся проводники с током. Открыл взаимодействие электрических токов и установил закон этого взаимодействия (закон Ампера), разработал теорию магнетизма (1820).

Ампер впервые указал на тесную «генетическую» взаимосвязь между электрическими и магнитными процессами и последовательно проводил чисто токовую идею происхождения магнетизма. Открыл (1822) магнитный эффект катушки с током — соленоида, сделал вывод, что соленоид, обтекаемый током, является эквивалентом постоянного магнита, выдвинул идею усиления магнитного поля путем помещения внутрь соленоида железного сердечника из мягкого железа. В 1820 г. предложил использовать электромагнитные явления для передачи сигналов. Изобрел коммутатор, электромагнитный телеграф (1829). Сформулировал понятие «кинематика». Исследования относятся также к философии и ботанике. В конце жизни Ампер разработал классификацию науки своего времени, изложенную в работе «Опыт философии наук…» (1834).

Мы часто сталкиваемся с упоминанием имени Андре-Мари Ампера, возможно, сами того не сознавая. Взгляните на любой электроприбор у вас дома — и вы на нем обнаружите его электротехнические характеристики, например: «~220V 50Hz 3,2А». Это значит, что прибор рассчитан на питание от стандартной электросети переменного тока напряжением 220 вольт с частотой 50 герц, а сила потребляемого прибором тока составляет 3,2 ампера. Единица силы тока ампер (сокращенно «А») как раз и названа в честь ученого.

Умер Ампер 10 июня 1836 г. в Марселе.

Статья опубликована в выпуске 22.01.2008
Обновлено 22.07.2020

• Очень интересное чтение - биографии людей науки. Жаль, что в школе изучают это отдельно: история - одно, физика - или химия, какие другие науки - другое. Для этих же людей жизнью была жизнь в науке! А тут о некоторых ученых доносится разве что какие-то мелочи, типа анекдотов, это все опошляет.