• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Москаленко Грандмастер

Сколько лет ест ананасы и жует рябчиков буржуй?

6 января 1918 года, 90 лет назад, вышел в свет первый советский журнал пролетарской сатиры «Соловей». На его обложке в виде подписи под одним из рисунков было напечатано ставшее впоследствии знаменитым двустишие поэта Владимира Маяковского

Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй.
Говоря откровенно, журнал предназначался к новогодним праздникам, чтобы поднять настроение победившему пролетариату. И вышел по старому стилю 24 декабря. Впрочем, журнал — это очень громко сказано — скорее газета, так как объем составлял всего 8 страниц. И даже иллюстрации были одноцветными. Но тогда было принято, что газета — это орган чего-то, например, какой-либо партии или организации. А здесь учредитель не был указан, а только издатель — Московский комитет большевиков.

Идея создания журнала родилась на одном из заседаний пролетарских поэтов, беллетристов и художников, которые посещали литературно-художественное объединение при газете Московского комитета большевиков «Социал-демократ». Возглавить группу по выпуску первого номера журнала «Соловей» было поручено известному тогда, но малоизвестному сегодня поэту Леониду Котомке (Владимиру Иосифовичу Зеленскому), которого хорошо знал Максим Горький. Котомка привлек к сотрудничеству в журнале Демьяна Бедного, Владимира Маяковского, других пролетарских поэтов.

Первый номер «Соловья» сразу настраивал рабочих на то, что он не тот благодушный соловей, пением которого можно только наслаждаться. Пролетарский соловей просто обязан, по мнению редакции, встать в строй борцов за народное дело, освистывать всех, кто мешает народу строить новую жизнь.

Чему был посвящен первый номер? Здесь безжалостно высмеивались контрреволюционеры в лице Каледина, Петлюры и других злейших врагов пролетарской революции, все их усилия сравнивались с надуванием мыльных пузырей. Каким бы огромным пузырь ни казался, он все равно очень быстро лопнет. Особое место в журнале занимала сатира и юмор, направленные на «жирных» буржуев и их прихлебателей, тех, кто затаил на власть пролетариата острую злобу. Но и критика неорганизованности в работе, неряшливости, беспечности тоже имела место в журнале.

Первый номер был встречен хорошо, так что в феврале 1918 года вышел в свет и второй «Соловей». Но времена были очень суровые, и на выпуск третьего и последующего номеров у издателей просто не хватило средств. Соловей, по сути, так и не свистнул, извините за каламбур, просто пискнул…

Но идею выпуска журнала пролетарской сатиры Леонтий Котомка так и не оставил. Спустя пять лет, в апреле 1923 года, в Саратове (где, судя по всему, жил его брат Евгений Зеленский) он освоил выпуск сатирического журнала «Метла», который существовал как приложение к газете «Саратовский рабочий». Уже первый номер задает «политическую» направленность «Метлы» в «Манифесте ПКС (б)», т. е. Партии Красного Смеха (беспощадного). Редакция обещала смеяться «над всеми и всем: от глупых умников до умных дураков, от самогонщика до бога, от Камышинской улицы до Нью-Йорка».

Журнал выходил один раз в две недели объемом 12−14 страниц с одноцветными иллюстрациями. На этот раз объектом пристального внимания сатириков стали рвачи и разгильдяи, нытики и фарисеи, верхогляды и бюрократы, казнокрады и взяточники.

Надо сказать, что в те времена выходили сразу несколько сатирических журналов. А к 1930 году остался только один — «Крокодил», первый номер которого вышел, кстати, в 1922 году. А вот детище Леонтия Котомки просуществовало всего три месяца, последний номер «Метлы» вышел в июне 1923 года.

И еще один штрих к биографии пролетарского поэта Владимира Зеленского (Леонтия Котомки). Когда разразилась Великая Отечественная война, идея создания сатирических журналов сразу же воплотилась в нескольких изданиях. В частности, когда политуправление Западного фронта осенью 1941 года решило издавать свой сатирико-юмористический журнал «Фронтовой юмор» Зеленский был приглашен в числе первых. Нулевой выпуск был отправлен в войска в ноября 1941 года. А всего до конца войны вышло 49 номеров.

Кстати, Леонид Котомка — только один из псевдонимов Владимира Зеленского. А вот еще пятерка его самых известных псевдонимов — «Шмель», «В. Галин», «В. Зеленый», «Гарольд», «Ирина Зеленая» …

Но вернемся к тому, с чего начали. Как родилось двустишие «Ешь ананасы…» и какова их дальнейшая судьба. Спустя почти 10 лет после выхода «Соловья» Маяковский признался, что это стихотворение он сочинил ещё перед Октябрьской революцией — «в такт какой-то разухабистой музычке», когда он сидел за столиком в петроградском артистическом кабаре «Привал комедиантов».

Это двустишие Владимир Владимирович позднее включил в свою поэму «Владимир Ильич Ленин», написанную в 1924 году, и многие почему-то считают, что «Буржуй» появился на свет именно в год смерти Ленина. Но мы-то с вами знаем, что это не так…

Статья опубликована в выпуске 6.01.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: