• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Барабаш Профессионал

«Место встречи изменить нельзя» - лебединая песня Владимира Высоцкого?

25 января 2008 года мы отмечаем юбилей Артиста — Владимиру Семеновичу Высоцкому исполнилось бы 70 лет. Для целого поколения наших людей Высоцкий — знаковая фигура, символ. Мои родители относятся к этому поколению, и я помню, что наша квартира всегда была завалена его пластинками, книгами и рулонами бумаги с текстами неизданных «запрещенных» песен — самиздат обходил цензуру.

Но, даже если предположить, что были в то время люди, которых не интересовали песни барда-Высоцкого, то с творчеством Высоцкого-актера знакомы были все — пятисерийная новелла о буднях МУРа «Место встречи изменить нельзя» стала культовым фильмом, герои «ушли в народ», и цитаты из этой ленты давно уже живут самостоятельной жизнью. Между тем, история создания фильма не менее интересна, чем сама картина.

Мало кто знает, что изначально Глеб Жеглов задумывался сценаристами Аркадием и Георгием Вайнерами в романе «Эра милосердия», как здоровый мужик — косая сажень в плечах. Поэтому, когда на пороге их квартиры возник Высоцкий, пришедший, как он выразился, «застолбить Жеглова», писатели были несколько смущены — им в этой роли виделся Шакуров или Губенко. Владимир Семенович согласился с тем, что любой из этих актеров сыграет лучше него, но… «Вам не надо лучше! Вам надо, как я его сыграю» — убедительный аргумент вкупе с нечеловеческим обаянием актера сделал свое дело, и сценарий фильма уже писался «под Высоцкого».

Фигура режиссера фильма также вызвала некоторые затруднения. Изначально эта роль была предложена Алексею Баталову. Но он поставил себе слишком объемную задачу, желая и режиссировать, и играть Жеглова. В итоге его кандидатура отпала, и фильм на какое-то время остался «без папы». Станислав Говорухин в качестве режиссера был предложен все тем же Владимиром Высоцким, который проникся идеей создания ленты настолько, что был готов сделать все возможное для того, чтобы она родилась. Кстати, в какой-то момент Высоцкому удалось воплотить в жизнь еще одну свою мечту — Говорухин вынужден был отлучиться со съемок, и роль режиссера нескольких сцен была доверена Владимиру Семеновичу.

А вот актера на роль второй главной роли — Шарапова — предложил уже Говорухин. Владимир Конкин запомнился ему по роли Павки Корчагина, режиссера поразило чистое и благородное лицо актера. В своих чувствах режиссер оказался одинок — не нашлось второго человека, который бы согласился с его выбором, на худсовете за Конкина не было подано ни одного голоса! Но Говорухин был тверд в своем убеждении. С этим связан один забавный эпизод, рассказанный А. Вайнером. После того как братья-сценаристы решительно отказались рассматривать Конкина в роли Шарапова, Говорухин прекратил свои уговоры на несколько дней, а затем предложил им приехать, посмотреть актеров, пробующихся на эту роль. Далее цитата: «Приезжаем мы на студию, вводит он нас в гримёрную, где будущие „Шараповы“ гримируются. Увидели мы этих восемь или девять „Шараповых“, упали на пол и зарыдали, и захохотали. Все признаки истерики были налицо. Он пригнал нам ещё десять Конкиных, только похуже и пожиже. Где он их смог за неделю достать — это уму непостижимо». После этого Вайнеры решили не «ломать» режиссерскую задумку и пошли на компромисс — Конкина утвердили, но свою фамилию из титров убрали, заменив на мифического Станислава Константинова (позже, когда фильм получил бешеную популярность, фамилия авторов была восстановлена в титрах).

Наконец, все роли были распределены, и началась работа. Госкино выделило на съемки 38 частей фильма смехотворную сумму — 750000 рублей. Как ни странно, уложиться в нее помогло то, что у Высоцкого крайне сложно обстояли дела со свободным временем, в связи с чем он вынуждал съемочную группу работать в бешеном темпе — без обычной кинематографической «раскачки» перед каждым дублем. Вообще, роль Владимира Семеновича в создании «Места встречи» сложно переоценить — я говорю именно о закадровой работе, которую мы с вами не видели, но о которой часто и с благодарностью вспоминают люди, которым он помог. Сам Владимир Семенович говорил о своей деятельности в качестве развлекающего-помогающего-ободряющего члена съемочной группы поговоркой «Наша работа ничего не стоит», для него главной ценой была сама картина. Кстати, о ценах. Изначально Высоцкому хотели платить 13 рублей за съемочный день, ведь у него не было звания заслуженного или народного артиста. Но Вайнеры пошли на ультиматум Гостелерадио, пригрозив закрыть картину, на которую уже было потрачено около полумиллиона рублей, и ставка Высоцкого выросла до 42 рублей в день. К слову сказать, тот же Владимир Конкин получал на 10 рублей больше. Ну, да ладно — не это главное. Высоцкий получил то, к чему стремился — роль, которая помогла ему выразить себя, роль неоднозначную, не заполированную под «положительного героя», роль, по которой мы еще долго будем вспоминать великого артиста.

На следующее утро после окончания съемок «Места встречи» в квартире братьев Вайнеров появился Высоцкий:
 — Знаете, братцы, о чем я подумал сегодня утром: вы не имеете никакого римского права бросать Жеглова.
 — А ты не мог подумать об этом днем, и дать нам поспать?
 — Не мог. Надо спешить.

Авторы поняли это так: Высоцкий имеет в виду, что продолжение следует снимать по горячим следам. Но, похоже, Высоцкий чувствовал совсем другое, ведь он пришел не с отвлеченным предложением, а с хорошо разработанной сюжетной линией второго шестисерийного фильма «Место встречи». Он спешил. Через некоторое время на столе авторов сценария появилась папка, на которой значилось «Эра милосердия. Продолжение».

Увы, продолжение следует не всегда. В самый разгар работы пришла горестная весть: Владимира Семеновича Высоцкого не стало. Никакого другого Жеглова быть не могло. Эта папка больше никогда не открывалась, несмотря на многочисленные слухи о съемках продолжения картины. Недавно Говорухин жестко обрубил разговоры на эту тему: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?».

Статья опубликована в выпуске 25.01.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Все много знают об этом фильме, но оказывается не все. Статья написана хорошо, со знанием дела. 5. Ольга Конодюк(Алексеева).

    Оценка статьи: 5

  • Очень интересно читать! 5.

    Оценка статьи: 5

  • Во-первых,не соглашусь с автором,что 750 тыс рублей в 70-ые годы - смехотворная сумма.Это огромная сумма! Ведь всё снималось в натуре.Не было выезда за границу,спецэффектов,съёмок с самолёта и панорамных баталий.И очень рада,что в главной роли был не Баталов,а Высоцкий! И благодарна Вайнерам,что не испугались "на ультиматум" Гостелерадио.В те времена могли бы вообще их запретить.Мой отец в те послевоенные времена работал опером в Мурманске.Так,после этого фильма сказал,что в Мурманске тоже была "черная кошка".Так что,если Вайнеры,если и взяли это "с потолка",то попали "в точку",даже не подозревая об этом.А насчет Конкина.Моя давняя прмятельница однажды ехала в поезде с Конкиным.Говорила,что он вел себя,как "зазвездившийся".Это в 70-80-ых годах.И где этот Конкин сейчас? А Высоцкий - это талант! Благодарна Вайнерам за то,что именно Высоцкого взяли на эту роль,в отличие от конъюктурщика Рязанова,который,когда снимал фильм,и искал актёра на роль поэта,так и сказал Высоцкому:"Мне нужно взять на роль "поэта" - настоящего поэта,и ты мне не подходишь". Так и сказал Высоцкому.Хочется сказать Рязанову,кто он,так ведь модераторы не пропустят....

    Оценка статьи: 5

    • По поводу суммы денег... Кинематограф всегда был дорогим удовольствием. Скажите, Ольга, 5 млн. долларов, по нашим временам, это много или мало? Мне, как представителю среднего класса, сумма представляется весьма значительной. Но для съемок фильма это очень мало! И, как и раньше, с подобной задачей могут справиться только наши "киношники" - в Голливуде, скажем, на подобный бюджет даже и не посмотрят. А натура иногда стоит очень дорого. В случае с "Местом встречи" большие суммы уходили на создание антуража послевоенного времени.

      В общем, предлагаю поверить на слово директору фильма - Панибрат Д.К., которая говорит буквально следующее: "Госкино выделило на 5 серий — 38 частей— «аж» 750 тысяч рублей. Сумма настолько смешная, что если бы мы снимали комедию, можно было бы просто называть сумму — уже бы все смеялись. И это притом, что одесская съемочная группа во главе со Станиславом Говорухиным снимала фильм, в основном, в Москве, то есть в режиме командировочных расходов, с популярными (читай: суровыми на гонорары) актерами."

  • отлично!

    Прекрасная статья, что ещё можно добавить? Спасибо. Светлая память Владимиру Семеновичу! Утром по ТВ показывали отрывки из кинофильмов с его участием, такая была потеря для всех его ровесников ( и надеюсь тех, кто моложе), когда его не стало.

    Оценка статьи: 5

  • Здорово, что такие люди, как Высоцкий, не забываются, правда? Я, вообще, считаю, что гения можно узнать по тому, что он стается актуален, так сказать, вне своей эпохи.

  • Такие Личности, как Высоцкий - это явление редкое, яркое, значимое. Их надо помнить! Надо читать, слушать и смотреть их творческое наследие, относиться к нему уважительно, бережно и с интересом. Детям рассказывать. Это настоящий Мастер своего актерского дела, который не мог делать "наполовину", а честно, вкладывая все силы и талант.
    Сегодня на ТВ есть что посмотреть. За юбилей Владимира Семеновича!
    Он действительно знаковая фигура.

  • Спасибо за замечательную статью, Наташа, ложу её в закладки!
    С детства люблю Высоцкого - и Актёра, и Поэта, и Певца. Жаль, что многого он не успел, но дай Бог каждому из нас успеть сделать хоть 5% того, что смог он.

  • очень хорошая статья, так сердце болит за таких, как высоцкий, шукшин, которые умирают не от смерти, а от жизни...

    Оценка статьи: 5

    • Наташенька, не страдайте так - каждый умирает тогда, когда приходит его время

      Что касается творческих людей, которые умирают "от жизни" (в 99% случаев читай - от алкоголизма)... Извините, не сочувствую им: я считаю, что уход от реальности - удел слабых. Жаль только, что слабость проявляют иногда очень хорошие люди.

  • Извините, не сочувствую им: я считаю, что уход от реальности - удел слабых. Жаль только, что слабость проявляют иногда очень хорошие люди.
    Не критики ради: иногда мне кажется, что гении в периоды слабости либо набирали силу для будущих свершений, либо восстанавливались после предыдущих, либо, скорее, и то, и другое вместе. Быть гением 24 часа в сутки - невозможно, а период гениальности, видимо, не легкая штука. А Высоцкому в гениальности отказать не посмею.
    За статью- СПАСИБО: В.С. Высоцкий - сильное впечатление моей юности, и даже, не преувеличивая, уверенно скажу - не малого пласта жизни. Огромное Вам, Наталья, СПАСИБО!

    Оценка статьи: 5

    • Михаил, я не спорю - ни с тезисом о периодах восстановления гениев, ни с тем, что Высоцкий был гениален. Я только утверждаю, что в нашей стране (я имею в виду все страны бывшего СССР) слишком преувеличено "успокаивающе-восстановительное" действие алкоголя. Отдыхать нужно так, чтобы не травить себя при этом.

      • Про алкоголизм и не только......

        Я полностью с Вами согласен, НО...
        К несчастью, гении, как правило, не умеют беречься (дуэль Пушкина, если вдуматься, тоже результат порочных мод, тоже своего рода отрава, но его не принято осуждать. Мало того - мы им восхищаемся) - они порой как дети, и более уязвимы, нежели среднестатистический человек в силу того, что предмет их гениальности концентрирует на себе подавляющую долю их таланта, мыслей, дел, времени, не позволяя порой обращать внимание на всякие "мелочи" (может, кавычки - лишнее?)
        В их положении беде легко зайти со спины. Просто, у каждого времени свои беды и они настигают многих, но гениям, мне кажется, есть одно небольшое оправдание - их гениальность. Я не могу им в нем отказать!
        Другое дело - среднестатистический человек.Здесь, я думаю, в большинстве случаев не будет преувеличением обвинение в слабости.
        И ещё...
        Прошу понять меня правильно - я не хочу ни кого-то обвинять(не имею права), ни кого-то оправдывать(нет, думаю, нужды) - я, скорее, пытаюсь понять сам и, может быть, Вам, Наталья, тоже будет интересно.
        Да и другим...

        p.s.
        И, повторюсь, СПАСИБО за интересное и познавательное - я стал чуть-чуть богаче...
        *********************************************

        ... Грустно...

        Оценка статьи: 5

  • История этого фильма говорит о том, как благотворна монархия и диктатура в искусстве. А.Райкин был неумолимым монархом и жгучим диктатором в своём тИатре, Л.Н.Т. тоже был ещё каким диктатором, создавая свои литшедевры. Лавры упорных режиссёров, артистов, как в этом фильме, и мне не дают до сих пор покоя. Я искренне убеждён, что фильм по здешней статье "Какой и о чём бы вы сняли фильм?" был бы замечен на фоне самодельных блок-бастеров и боевиков типа "Левиафан", "Мусорщик","Молот" и им подобных.