• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Как профессия рождает творчество? Антропология в художественной резьбе

Один профессор-антрополог, который имеет к тому же научную степень психолога, является членом Союза писателей России и награжден медалью Альберта Швейцера от ЮНЕСКО, в силу неуемного творческого начала однажды увлекся еще и художественной резьбой, сначала по дереву, а потом — по мамонтовой кости. Причем все основы, равно как премудрости и тонкости, осваивал самостоятельно, без учителей и специальных курсов.

Но поскольку основная его специальность — антропология, то самая обширная авторская коллекция посвящена мифам народов мира. Она включает 23 миниатюры, в которых отображены предания о первопредках, богах, духах и героях, бытовавших в древних цивилизациях Африки, Азии, Европы и Америки.

С несколькими произведениями из этой коллекции могу вас сегодня познакомить.

Вот, например, Великий Инка, божественный отец одноименного народа. Возле него — покровители племен (в разных ракурсах можно разглядеть на первом плане то антропоморфное существо с головой священной птицы, то священного же Ягуара). Все, что была связано с этой прародительской персоной, называлось священным — и никак иначе.

И в руках самого Бога — тот самый жезл, что был тоже священным, ибо сам Великий Инка преподнес его для выполнения своей опять же священной воли первому земному инку Манко Капаку и его сестре-жене Маме Окльо: именно эта «волшебная палочка» могла указать им на лучшее место для строительства столицы будущего государства инков — империи Солнца.

Другая миниатюра, посвященная сюжету карело-финского эпоса «Калевала», отражает момент, когда старуха Лоухи пытается отобрать чудесную мельницу Сампо, которую выковал кузнец Илмаринен по ее требованию, чтобы жениться на дочери колдуньи, а затем вместе с героическими персонажами — мудрецом-кантелистом Вяйнемёйненом и юным, порой необузданным воином Лемминкайненом похитил «во благо и на счастье своему народу».

Хеттская мифология представлена в этой коллекции Богом Грозы города Хаттуса, запечатленным в сражении со страшным врагом народа — змеем Иллуянкой. За плечами заступника хеттов — лук, в левой руке — молния, в правой — священный боевой топор, а на голове — двуглавый орел, символ, который перешел затем в культуру Византии и России.

Во многих преданиях древних представлен сюжет с похищением солнца (или божественного огня). У народов Чукотки было принято считать, что им оно досталось благодаря Ворону, укравшему светило у злого Духа Ночи.

Вместе с солнцем Ворон несет людям гарпун, составленный из скрепленных между собой частиц моржовой кости (число которых насчитывало более двух десятков) — орудие, свистом своим вызывающее оцепенение у зверя.

Злого Духа Ночи в погоне за Вороном сопровождает опечаленная Лиса, которой гораздо удобнее лукавить и воровать в темноте, а потому невыгодно, чтобы у людей появился свет. Вот она и ухватилась горестно лапами за мордочку: уж не слезы ли утирает?

В индийской мифологии известен сюжет появления возле Брахмы — высшего божества, не сотворившего мир, а развившего его из себя, небесной девы — апсары, обладающей, естественно, магической силой. Она представала перед Брахмой поочередно с четырех (неслучайных) сторон, и у того тут же вырастала новая голова, обращенная как раз к этой стороне света.

Когда апсара взлетела над Брахмой, у него на темени выросла пятая голова, но была отрублена осерчавшим Шивой (который и сам изображался пятиликим).
Но сам Шива затем должен был аж десять тысяч лет замаливать грех покушения на божественного собрата.

Вот такая короткая экскурсия,

закончить которую нельзя, не назвав имени автора.

Называю: Алексей Евгеньевич Наговицын.
Статья опубликована в выпуске 4.02.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: