Борис Рохленко Грандмастер

Снова об этом? Да, теперь – Чацкий!

В моей голове со школьных времен сложилось такое толкование персонажей «Горе от ума»: Фамусов — чуть ли не самодур, какая-то капелька ума у него есть, но совершенно ничтожный человек; Молчалин — приживальщик; Скалозуб — военный (и этим все сказано!); Софья — умница и очень тонкая натура, Чацкий — носитель передовых взглядов и идей, страдалец за прогресс.

Вот этот последний и является самым спорным персонажем (Софьей я занимался в предыдущей статье).

Что известно о Чацком? Возраст — 20 лет (или очень близко к этому, максимум 22). В свои годы он побывал на военной и гражданской службе, попутешествовал не меньше года и скоропостижно вернулся.

Он образован, умен, остер на язык до того, что готов продать отца и мать за красное словцо, но в душе… В том месте, где он произносит знаменитую фразу «И дым отечества нам сладок и приятен», звучит признание в любви той среде, которую он оставил на три года.

Почему Чацкий убежал от Фамусовых? Что его заставило так спешно удалиться из дома, который был ему как отцовский?

Есть только косвенные указания на это в виде сетований Чацкого, что Софья не дарит ему поцелуя, что она совершенно неузнаваема по отношению к нему. Можно думать, что перед скоропостижной разлукой события начали развиваться таким образом, что только немедленный отъезд мог спасти репутацию и его, и ее. По-видимому, темперамент Софьи вывел их отношения за допустимые рамки. Весьма вероятно, что хозяин дома начал что-то подозревать или даже обнаружил нечто совершенно неприемлемое.

Возвращение было внезапным. Это была неожиданность для всех, причем неприятная и для Софьи, и для Фамусова, и для Молчалина. Чацкий никому не нужен, его никто не ждет, это буквально лишний человек.

Фамусов его вырастил, а получил вместо благодарности трехлетнее молчание, он вовсе не горит желанием сделать Чацкого своим зятем. И его можно понять: Чацкий его не только не уважает, он даже не подумал об элементарной дани вежливости. Возвращаясь в дом, в котором вырос, он просто обязан был предупредить своего второго отца о возвращении (я думаю, Фамусова вполне можно так назвать).

Пренебрежительный тон Чацкого по отношению к Фамусову, его стремление отставить в сторону всех, кто мешает ему выяснять отношения с Софьей — как это может вызвать доброжелательное отношение к нему? Чацкий буквально ворвался в дом, как вор!

Что уж говорить о речах! Он готов уничтожить каждого, достается всем — и кажется, что в его речах есть глубина, смысл. Но стоит вспомнить слова Фамусова о своих сподвижниках:

А наши старички? — Как их возьмет задор,
Засудят об делах, что слово — приговор, —
Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что, если б кто подслушал их… беда!
Не то, чтоб новизны вводили, — никогда,
Спаси нас боже! Нет. А придерутся
К тому, к сему, а чаще ни к чему,
Поспорят, пошумят, и… разойдутся.
Прямые канцлеры в отставке — по уму!

Что из этого отрывка следует? Чацкий только вынес сор из избы, он огласил то, что давно обсуждается в разных формах среди чиновников высокого ранга. И как из этого можно сделать вывод, что Чацкий чуть ли не революционер?

На мой взгляд, это обозленный на всех и на вся подросток, у которого отобрали живую игрушку (или от которой он отказался в свое время сам), у которого не хватило манер, ума удержаться ни на военной, ни на гражданской службе, вести свое скудное деревенское хозяйство (у него, как- никак, 400 душ). У него нет цели в жизни — и этим сказано все.

Нам неизвестно, почему Александр Сергеевич Грибоедов написал эту очень интересную пьесу. Что так возбудило А. С. Грибоедова, какое событие (или цепь событий)? В любом случае, «школьное» прочтение пьесы не имеет под собой никакой почвы, потому что «Горе от ума» не сатира, пьеса бытописует нравы. Описание не прямым текстом, оно завуалировано и чем-то напоминает «Опасные связи» Шодерло де Лакло.

Можно принять трактовку пьесы, которую изложил И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» — она розовая, идеалистическая. В ней совершенно не рассматривается характеристика Чацкого, которая разбросана по пьесе. И никто мнение И. А. Гончарова серьезно не оспаривал, или нам не показывали другие критические заметки о пьесе (И.А. Гончаров, кстати, упоминает, что по мнению А. С. Пушкина у Чацкого вообще недостает ума).

Для чего все это написано? Откровенно — из чувства обиды, что тебя надували в юности, что тебе вложили в голову какие-то невообразимые совершенно измышления (хотя бы и о персонажах, которые к нашей действительности отношения не имеют).

Представьте себе, что это вы написали в вашем школьном сочинении! Немыслимо! Скандал!

Но вот в театре «Современник» в Москве — премьера (!) «Горя от ума». Возмущенный критик не знает, как выразить свое негодование по поводу увиденного и услышанного (а можно было перечитать еще раз оригинал!). Полное и безоговорочное осуждение (из чего я могу заключить, что в голове автора рецензии те же стереотипы, которые сформировало во мне школьное образование).

Итак, несмотря на то, что пьесе почти 200 лет, ее история начинается сегодня заново.

Читайте классику! Получайте удовольствие от прочитанного и от ваших новых впечатлений!

Обновлено 17.01.2008
Статья размещена на сайте 12.01.2008

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Очень правильная постановка темы!

    Я еще в школе удивлялся, типа, Базаров нигилист, а Чацкий такой весь из себя прогрессив! За что?

    Я сейчас даже затрудняюсь припомнить, он за всю пьесу высказал какой-нибудь креатиф, или только выдавал критические каменты?

    Интересно, а что вообще хотел сказать А.С.Грибоедов этой пьесой, может он хотел сделать Чацкого отрицательным персонажем? По моему, в действиях каждого персонажа есть какая-то доля практичности, а у Чацкого я такой элемент не припоминаю.

    А пьеса замечательная!
    Дистанции огромного размера

    Оценка статьи: 5

    • Пьеса, действительно, классическая. Первый признак - разборка на цитаты. Фразы приклеиваются к языку моментально и надолго. И это - несмотря на все прелести школьного образования.

      К сожалению, А.С.Грибоедов оставил настолько мало материала для анализа его творчества, что даже спекулировать не на чем. Совершенно непонятно, почему он написал "Горе от ума". И вы совершенно правы - Чацкий не творец и не делец. Это - критикан, демагог.

  • Спорно это все.. непросто давать однозначное толкование
    твореньям великих мира сего. Может получиться:

    - Отелло - жлоб и собственник,
    - про Гамлета даже говорить не хочется,
    - герои иронии судьбы вообще что то наворочали.. бедная Галя, ждала-ждала
    и дождалась.. скотина, чесслово. Да и маловероятно что у него с
    учительницей что то путнее получится - 2 мятущиеся души обречены.

    Вобщем, 4. Взгляд свежий, Чацкий показался с еще одного боку,
    но отнюдь не весь.

    Оценка статьи: 4

  • Неожиданно, но тем интереснее. Не знаю, но мне кажется, это - лучшая Ваша статья, Борис. Примите от меня монументальую пятерку!

    Оценка статьи: 5