Иван Пазий Мастер

Кому звонили колокола и когда они не звонили?

В маленькие колокольчики, чтобы привлечь внимание, звонили в Древнем Риме на собраниях. Крупные же колокола стали употреблять в раннее средневековье, чтобы созывать на церковную службу, вместо труб, которые применялись для этих целей раньше. Колокола распространились по всей Европе во времена Карла Великого благодаря его стараниям.

Колокольных дел мастера очень ценились, а отливка нового колокола всегда была большим событием. Мастера хранили секреты колокольного производства, знали, что надо добавить в сплав, чтобы колокол звонил нежнее или звонче. Были колокола с именами, обычно в честь какого-либо святого. Полагали, что их звон может отогнать болезни и напасти. Колокол на приходской и городской церкви собирал прихожан на службу, оповещал об опасности; по его звону определяли время суток.

Но колокола были не только в церкви. Крестьян на барщину собирали звоном специального колокола. В городах нередко цехи и городские советы имели свои колокола. Особые колокола позора звонили во время казни. Со временем колокол стал для города олицетворением его независимости и самостоятельности. При приближении врага горожане старались спрятать колокола из-за их и материальной, и духовной ценности. А во время восстаний именно колокола становились вестниками мятежа.

Церковные колокола переставали звонить, если на город, графство, королевство папой накладывался интердикт, т. е. запрещение совершать церковные службы. Интердикт обычно сочетался с отлучением от церкви. Интердикт папы стали применять как способ борьбы со светскими государями, способ доказать, что ничего нет в христианском мире выше папской власти. Это бывало в тех случаях, когда король отказывался повиноваться папе: например, в XI в. папа Григорий VII отлучил от церкви германского императора Генриха IV за попытки противодействовать решениям папы; а португальские короли все время ограничивали права монастырей и церквей на земли, чем тоже вызывали папский гнев, и чуть ли не треть времени правления португальских монархов проходила под интердиктом. Папа мог наказать интердиктом и восставший город, особенно если он принадлежал епископу, как это было с Кельном или Порту, в котором интердикт длился 60 лет. И все это время колокола молчали, так что даже монахи созывались на службу трещотками.

Городские колокола тоже могли умолкнуть. Город терял колокола, если утрачивал независимость. Широко известна, например, история с вывозом Иваном III колокола из покоренного им Новгорода в 1478 г. Были и другие случаи. Например, маркграф Дитрих Саксонский снял язык сторожевого колокола Лейпцига, чтобы беспрепятственно грабить город в наказание за непокорность. Немецким городам, участвовавшим в Крестьянской войне XVI в., было запрещено звонить в колокола. А иногда город сам снимал свои колокола. Пример тому — Магдебург, где в 1546 г., во время Голодной войны, колокола по решению городского совета были перелиты в пушки. И в этом случае, но уже в другом обличье, колокол продолжал охранять город.

Обновлено 29.01.2008
Статья размещена на сайте 18.01.2008

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • были имена, обычно в честь какого-либо святого

    вот уж неправда! Назовите пару-тройку таких "Никол", "Сергиев" и "Варвар", а?

    Особые колокола позора звонили во время казни
    Около плахи, что ли? Вы бы уточняли, про историю каких местностей пишете. А то так в общем все, от древнего Рима - ррраз - к Карлу Великому, потом к римскому папе 11века, потом - к Ивану третьему, потом - в Лейпциг... Что тогда про китайские колокола не говорите ничего, на радость поклонникам фэн-шуй?

    • Статья носит общепознавательный характер, это не узконаправленный научный труд. Можно представлять насколько "интересна" была бы статья, если там перечислялись мало кому известные деятели истории и имена, которые известны только спецам.

    • Днем ранее Святейший Патриарх освятил главный колокол Спасо-Преображенской соборной звонницы, благовест которого в прежние годы был слышен даже в Сортовале. Колокол носит то же имя, что его знаменитый предшественник — «Апостол Андрей» / Церковный вестник, № 17 за сентябрь 2005 года. Так что ваше замечание по поводу того, что у колоколов не было имен, не соответствует дейтствительности.