Подкаст
Валентина Пономарева Грандмастер

Чем наши предки писали - чертили - рисовали? Эволюция карандаша...

История карандаша как такового началась с использования в ХIV веке стержней из свинца с цинком или оловом. Такое изображение довольно легко стиралось подручными средствами: хлебным мякишем или пемзой. При добавлении серебра, напротив, оно оставалось стойким, неудалимым.

Древесный уголь продолжали использовать, как и в древности, но уже не в виде головешек из костра, а, например, специально обрабатывая в печи ивовые палочки в горшке, запечатанном глиной.

В следующем столетии были открыты месторождения «черного камня» — графита. По одной (более популярной) версии, впервые это случилось в Пьемонте (Италия), по другой — началом использования графита мы обязаны британским пастухам из Камберленда. Заметив, что шерсть овец чернеет, когда они трутся о местные скалы, наблюдательные пастыри сообщили «куда надо», а ученые мужи сделали вывод о присутствии в поверхностных горных породах свинца или «черного камня».

Господа химики, не волнуйтесь! Свинец, оказавшийся углеродом, — разве единственный сюрприз, который преподносила человечеству природа? Даже у В. Даля читаем: «Графит — ископаемое, из которого делается так называемый свинцовый карандаш; это уголь или углерод, с небольшою примесью железа». Так что история карандаша имела «свинцовое» начало. Версия с британскими овцами, конечно же, весьма колоритна, особенно если закрыть глаза на то, что по-тюркски «кара» — это «черный», а «даш» — камень.

Леонардо да Винчи А так называемый «парижский карандаш» («соус») изготавливался из смеси белой глины и черной сажи. Он оказался хорош тем, дает черный след на бумаге и меньше ее царапает. Им до сих пор рисуют художники-графики. Во Франции же в XV веке была изобретена пастель путем добавления к мелу пигментов и жиров. Использовали при этом гуммиарабик или сок смоковницы, например. Леонардо да Винчи принадлежит заслуга открытия сангины — «красного мела». Это природный каолин, окрашенный окислами железа.

В XVII веке было налажено производство графитных карандашей в Нюрнберге (Германия). Смешивая графитный порошок с серой и клеем, предприимчивые немцы поставляли стержни недорогие, хоть и не слишком качественные. Чтобы скрыть это, помещали в середину деревянного корпуса низкосортную продукцию, а по краям — чистый графит.

Никола-Жак Конте В конце XVIII века чешский фабрикант Й. Гартмут, выпускавший лабораторную посуду, соединил глину и графит, положив начало карандашному производству знаменитого «KOH-I-NOOR». Во Франции примерно в то же время Н.-Ж. Конте самостоятельно изобрел карандаш в виде тонкой палочки из смеси графитового порошка и глины, уложенной между двумя дощечками. Ему удалось достигнуть высокой прочности стержней и найти пропорции ингредиентов, которые положили основу современной классификации карандашей по твердости. Никола-Жак Конте, получив патент на свое изобретение в январе 1795 года, основал карандашную фабрику своего имени, с которой началась история знаменитой и поныне фирмы.

А шестигранную форму корпуса карандаша предложил в середине XIX века граф Лотар фон Фаберкастл (Faber-Castell) — для более устойчивого положения на наклонных поверхностях для письма. Он же является автором стандартной длины и диаметра карандаша.

Чуть позже, в 1869 году американец Алонсо Таунсенд Кросс (Cross) изобрел механический карандаш, в котором графитный стержень помещен в металлическую трубку и по необходимости выдвигается вместо заточки деревянного корпуса — он стал прообразом сегодняшних цанговых карандашей.

Любители статистики подсчитали, что одним обыкновенным деревянным карандашом можно провести линию длиной в 56 км или написать более 40 тыс. слов. А вот Стейнбек, говорят, мог исписывать до 60 карандашей за один день. И Хемингуэй писал тоже только деревянными карандашами.

Стоит еще раз вернуться к упоминанию фирмы Н.-Ж.Конте. В конце XX века она выпустила Conte Evolution — карандаш, не содержащий дерева, который изготавливается на одной производственной линии всего за одну минуту или даже чуть меньше. Рецепт является секретным. Известно только, что он готовится на основе синтетической резины, раствор которой вытягивается в форме спагетти, нарезается на секции, затачивается с одного конца, обрезается с другого (к которому может быть добавлен ластик) и покрывается краской.

Есть и другой любопытный факт современных преимуществ, казалось бы, такого бесхитростного инструмента, как карандаш. В космическом ведомстве США (НАСА) более года разрабатывалась авторучка для письма в космосе (по проекту, стоимость которого исчислялась 3,5 млн. долларов), а советские космонавты пользовались безотказными карандашами.

Вот такая эволюция!

О древнейших инструментах для письма можно прочитать здесь ]

Обновлено 29.02.2008
Статья размещена на сайте 20.01.2008

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В примечаниях к монографии Добиаш-Рождественской сказано о стиле (или - для раннего средневековья - графиуме, что то же самое):

    "изготовлявшийся из сплава свинца (3 части) и бронзы (1 часть), он широко использовался как карандаш для написания черновиков на пергамене, а затем и для разлиновки".

    Сведения приведены со ссылкой на французскую книгу 1963 г.изд., которая специально исследует историю орудий письма и чернил.

    Вообще, справляться с Далем в вопросах такой седой древности не стоило бы, тем более - для европейского средневековья.

    • Люба, я справлялась не только с Далем, а брала более десятка источников. Извините, что сейчас снова обращуюсь в Далю:

      "БРОНЗА ж. франц. сплав меди, олова и цинка. "

      Дюрер и Ботичелли пользовались палочками, изготовленными из смеси свинца с цинком.

      Уважаемая Ольга Антоновна Добиаш-Рождественская тоже, как я понимаю, не была химиком. Разница между сплавом и смесью - в технологии. Из сплава можно было бы делать скульптуры, а смесь - из порошков,которые потом подвергаются более деликатной термическй обработке, нежели высокотемпературная плавка. Видимо, подкачал перевод из французского издания.

      • Во-первых, бронза - не сплав меди, цинка и олова.
        Бронза - это сплав меди с различными металлами, в т.ч. и с цинком, алюминием, оловом, свинцом. Бронзы так и называются - оловянными, свинцовыми, бериллиевыми... Началось же в истории все с медных руд с примесью олова - так была получена первая бронза, более легкоплавкая, чем медь. И более твердая.

        Я не случайно привела соотношение веществ в составе графиума. К бронзе добавляется большое количество свинца, именно свинец оказывается пишущим началом, бронза держит форму. Это именно европейский средневековый стиль, графиум, эти графиумы находятся в составе кладов и захоронений. Это реальный металлический предмет, о составе которого французский исследователь сообщает в своей книге.

        Как вы себе представляете изготовление порошковых металлов? Чтоб потом смешивать и подвергать "деликатной терм. обработке"? Получение порошковых металлов - дело достаточно сложное, в силу особых физических свойств металлов. И потому люди достаточно рано начали использовать сплавы, А вот порошок из металла сделать - нужны достаточно высокие против средневековья технологии. Эта версия со смесями плохая.

        Чтоб получить представление о том, как "работал" графиум - возьмите хотя б монету и проведите ребром ее по листу офисной бумаги. Получите легкий сероватый след.

        Графитные карандаши, кстати, те самые, из графита (который известен был еще в древности), начали делать во 2-й половине 16 века.

        • Люба, месторождение в Пьемонте датируется чаще XV веком, в Кемберленде - XVI-м.

          • не помню, за что боремся. Я ведь под рукой имею книжки, выходившие при Советах, притом - учебные, по химии (тронуло меня это образование, хи). Канешна, специалист подобен флюсу, особенно если он таковым себя и очень мнит.
            Вот щас в маршрутке мысль пришла: с Далем проблема в том, что он давал то понимание слова, какое бытовало на конкретный момент. Мне вот нынешняя молодежь выдала на прошлой неделе странное понимание слова "жлоб" - оказывается, на их живом великорусском языке это - высоченный юноша, довольно упитанный.
            Да ладно, за всей этой бадягой (бодягой - и при чем здесь эта пресноводная губка?)) как-то теряется статья, и зачем?
            Кстати, почитала вот старую "Химию и жизнь" и узнала, что кохиноровские карандаши хороши тем, что графит в них - самый лучший, возят со Шри-Ланки. 99 % углерода.
            А когда грифель царапает бумагу - это в нем кварц и пирит.
            Кохиноровские карандаши делают из какого-то виргинского можжевельника. То-то все я думала, почему это дерево такое красивое, и запах приятный и сильный имеет!

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 29 февраля 2008 в 16:45

          Здесь:
          Свинцовые штифты как инструменты для разграфки пергамента упоминаются еще римским писателем Катуллом, а в ХII веке средневековый монах Теофил в трактате об искусстве рекомендует пользоваться ими, делая наброски для витражей. Ченнино Ченнини дает и рецепт применяемого для их изготовления материала: «Ты еще можешь рисовать на описанной выше бумаге и пергаменте... свинцовым штифтом, сделанным из двух частей свинца и одной части прокованного молотком олова».

          И если олово проковано, сплавлено ли оно со свинцом? Может, обернут свинец был в олово? Может, еще как?
          Может, в статье просто слово "смеси" убрать?

  • Интересно, что это была за смесь:

    История карандаша как такового началась с использования в ХIV веке стержней из смеси свинца с цинком или оловом

    О металлах, вроде, так нельзя говорить.

  • Душевно благодарю за комментарии и оценки

  • углеродом - разве - пропущена запятая.
    Нюбрнберге - лишняя буква.
    знаменитого«KOH - слова слиплись.

    Всего-то мелок в оправе, а сколько эволюций...

  • 5!

    Валечка, замечательная статья, познавательная, интересная! Спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Очень интересно. 5.

    Оценка статьи: 5