Олеся Гашкова Дебютант

Что за бог Шива - Великий аскет или Бог чувственности?

В Индии, как известно, богов много. Один из них — Шива — более известный, нежели Ганеш, Сарасвати или Лакшми, например. Это Бог созидания и разрушения одновременно. Главный из «троицы» Вишну-Брахма-Шива. Покровитель домашних животных.

Шиваизм наряду с вишнуизмом — весьма почитаемая религия в Индии. Особенно ярко выражено это почитание на юге страны. Самое раннее изображение Шивы относят ко II или I веку до н. э. Изваянный из камня бог в храме Гудималлама (на севере штата Мадрас) стоит на фоне лингама (фаллоса — символа божественной силы), словно составляя с ним единое целое. Высота скульптуры равна росту человека — 1 м 52 см. Шива изображен сильным и уверенным в себе, веселым и готовым к действию. Он стоит на плечах якши — существа ужасного: с огромным ртом и выпученными глазами, мощным туловищем. Якша представляет здесь силы природы, а Шива — высший аспект созидательных творческих сил Вселенной.

Наверное, Шива — один из немногих богов, которые так удачно сочетают в себе аскетизм и чувственные услады во всех их проявлениях, жестокость и милосердие, разрушительную силу созидающее начало… Его образ — владыка Вселенной, в танце создающий миры, — красив и притягателен. Недаром именно Шива Натараджа (танцующий Тандава — танец созидания, мужской танец) стал излюбленным изображением скульпторов Индии. В этом удивительном облике Шивы отражены и сплетены воедино религия, философия и искусство.

Начиная с X—XI вв.еков, основное место среди изображений божества отводится Натарадже. По преданию, через своего главного ученика Танду Шива обучил мудреца Бхаратху — основателя театрального искусства. Согласно тамильской шиваитской литературе Шиве приписывалось пять актов космической деятельности — панчакрития: шишти — творение; стхити — охранение, поддержание; самхара — разрушение; тиробхава — завуалирование в Майе (иллюзии, материи); ануграха — освобождение.

Ранние изображения Шивы Натараджи, отлитые из бронзы, найдены на юге Индии и Цейлона (куда они могли быть завезены тамильскими мастерами). Датируются они X — серединой XII вв. Вплоть до XVII века традиция литья танцующего Шивы была широко развита. Именно эти изображения прославили южно-индийскую металлическую скульптуру. Натараджа — символ движения, круговращения мира. Его скульптурное изображение рисует одну из поз танца экстаза Ананда-тандава. Большинство поз изображено в каменной скульптуре надвратных башен храма Шивы Натараджи в Чидамбараме. В Ананде-тандаве Шива изображен с приподнятой левой ногой, две пары рук, ноги и корпус находятся в сложном ритмическом взаимодействии. Эта поза традиционна и сохраняется уже в течение тысячелетия. Практически все фигурки Шивы, которые можно найти в эзотерических магазинах, представляют собой именно этот образ.

Равновесие в танце символизирует вечность движения Вселенной; развевающиеся пряди волос — энергия, излучаемая божеством. Карлик, похожий на ребенка, под ногой Шивы олицетворяет силы зла, неведения, навлекаемые Майей. Обычно Натараджа окружает красивый пламенеющий нимб — тирувази, символизирующий материальные силы Вселенной. В правой руке Танцор держит маленький двусторонний барабанчик — дамару — символ пробуждения Вселенной к новой жизни через вибрацию звука. Вторая правая рука согнута в жесте абхайя-мудра, жесте ободрения, благословления. В левой руке, соприкасающейся с тирувази, Натараджа держит пламя — агни — символ очищения и обновления мира. Вторая левая рука вытянута поперек груди в положении гаджа-хаста («застывший хобот слона»), указывая на попираемого демона. Иначе этот жест называется данда-хаста и означает власть и силу.

Божества двуполы — в данном случае это выражено в серьгах Шивы: удлиненная, мужская, в правом ухе, принадлежащая божествам высшего ранга и называемая макара-кундала, и круглая, женская, простая и именуемая патра-кундала, в левом. Справа в красивой прическе джата-мукута помещена дева вод с рыбьим хвостом — символ священного Ганга; слева расположились полумесяц и кобра Васуки как символы божественности и силы Шивы. Другая кобра, обвитая вокруг поясницы Натараджа, означает его мировую энергию. Два глаза — Солнце и Луна, третий — во лбу — Огонь. Череп у основания прически — символ рассеяния мира в конце эволюции, а ожерелье из черепов Брахмы, Вишну и Рудры — инволюция и эволюция Вселенной. Это сильный образ. Не только в художественном смысле, но и в философском.

Культ Шивы самый распространенный и любимый на северо-западе страны у раджпутов. И Шивой его редко здесь называют: он или Махадев или Великий бог. Один из излюбленных образов — Великий аскет, медитирующий на горе Кайласа в Гималаях. Также весьма почитаемы ипостаси Шива-Бхайрава (Бхеру) и Шива-Экалинг. Бхайрава изображается в виде мужской фигуры, стоящей на лотосе, с гирляндой из змей на шее, со спутанными волосами, четырьмя руками. В руках у него дамару, чаша для питья крови поверженных врагов, сделанная из человеческого черепа, меч и трезубец. Экалинг — фаллический символ из камня, окрашенный графитом или суриком с пятью, восемью лицами по окружности. Лингам-йони (единение мужского и женского начала) является неизменным атрибутом храма Шивы и предметом поклонения.

У шиваитов существует собственный свод священных книг. В отличие от вайшнавов шиваиты сокращают значение гуру, единственная роль которого заключается в раскрытии истинной природы наставничества. Существует множество сект приверженцев Шивы: шайва, пашупата, капалика, каламукха, вирашайва и др.

Могущественный владыка Вселенной, танцующий вседержитель и грозный защитник своих преданных является также ярким мифологическим персонажем. С именем Шивы, как уже стало ясно, связан не только религиозный путь, но и культура и искусство Индии, ее философская составляющая.

Всего хорошего.

Обновлено 14.12.2006
Статья размещена на сайте 26.09.2006

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: